1. искусство искусственности
Сюжет, если говорить, о трудности искусства, составляет главную головную боль автора. Проблем, тем, идей может быть много, но если их не положить в сюжетное русло, все распадется. Сюжет становится головной болью. Как сцепить свой замысел естественным ходом события, которое изначально не естественно?
Ведь сюжет – это не столько цепь сцепленный шагов персонажа, у которого есть одно условие – динамика, но это ещё интрига, привлечение, завлечение. Более того, это реверанс в сторону читателя (не замысла своего, не идеи, а именно читателя).
Действительно, на первом этапе читатель не знает, о чем текст. Его может привлечь только сюжет – интригующее течение образного процесса. Это крайне сложно. Есть писатели, которые вообще считали, что сюжет решает все проблемы произведения, Гоголь мучительно искал сюжеты, а тысячи авторов пошли по лёгкому пути авантюрного и криминального сюжета с вещами, изначально влекущими читателя – смерть и разоблачение тайны с динамикой следствия, привлекательной по определению.
То есть сюжет решает две главные задачи – сгруппировать персонажи для воплощения идеи и стать понятным читателю. Задам тест: попробуйте свести с единой динамике, например, бизнесмена и токаря, чтобы они выяснили классовые и политические и финансовые отношения. Как, если они на разных социальных этажах? Как вложить спор одного и другого друг с другом? Только сюжетным образом. Именно здесь случайность, частность может и помочь. Например, оба пошли с разных сторон на охоту, заблудились, попали в охотничью сторожку и на три дня их занесло бурей. Спорь – не хочу! Искусственно? Есть немного. Но вполне возможно, а главное классы сошлись в одном месте и разговор возможен.
Парадоксом становится то, что авторы выбирают как правило, интригующий случай, но обобщают его до реальности. То есть сюжетным становится реальное, но частное, обобщенное до идеи. Это искусство, идущее на грани искусственности.
Что делать начинающему?
Мы полагаем, что в деле написания малой формы достаточно текущих жизненных ситуаций, в которую нужно внести идею.
Давно замечено, что жизнь крайне богата на интриги, даже сочинять ничего не надо. Есть смысл только зафиксировать додумать и внести идею. Часто скопированная с жизни история открывает стороны, достойные осмысления или подачи проблемы. Однажды мне хорошая знакомая рассказала, как у неё подруга захотела родить, но возникли клинические проблемы по женской части и ей дали неделю. Они стали искать человека «для» и оказалось, что это не так просто сделать с лёта: либо подруга не готова поступать примитивно, либо просто мужчины не нравятся. С учётом того, что это были советские времена, проблема казалась неразрешимой. Тогда моя рассказчица поведала, как она предложила подруге, которую она очень любила и переживала за неё, своего мужа. Та после долгих уговоров согласилась. Осталось уговорить любящего мужа это сделать. И вот возник комический сюжет, который я просто воплотил в текст. Заметим, парадокс искусственного сюжета был и здесь: случай уникальный, но интрига оказалась действенной: смешные моменты можно было и не придумывать - сюжет сам «вёл».
Так что зачастую надо просто прислушаться к жизненным процессам и выделить сюжеты. Их тысячи. Я однажды насчитал сюжетов из собственной жизни, достойных пера, три десятка. Если известен фрагмент, то его можно додумать, если услышан сбивчивый рассказ приятеля, его можно довести до сюжета.
Но есть проблема как не сдаться сюжету на милость – не продаться ему.
Это вторая авторская проблема: идея - прежде всего, а сюжет лишь в помощь. Если вернуться к описанному выше сюжету, я посвятил её тому, чтобы реабилитировать мужчин, у которых репутация «перехватчиков». Муж из-за любви к жене категорически отказался участвовать в авантюре и только после прямого шантажа согласился. Но там была и вторая мораль (идея): у подруги был поклонник с юных лет, которым она пренебрегала. И тот появился в самый ответственный момент и объяснился в любви. Happyend. Мораль для женщины – не бросайтесь из-за гордыни любящими вас: есть вещи поценнее бриллиантов.
2. Победить искусственность сюжета конфликтом
Мастерство автора заключается в победе искусства над искусственностью. Это значит надо уметь перевести уникальность, искусственность сюжета в искусное обобщение. Для этого нужно обобщенные персонажи «оживить» так, чтобы искусственность отошла на второй план.
Для этого нужно и сюжет и персонажи перевести в разряд главного в произведении - проблемы, которая выражается в конфликте. То есть конфликт и есть способ преодоления частностей – и персонажных и сюжетных. Именно показ конфликта и есть главная пружина объективности сюжета и художественности текста. Именно он толкает на сюжетные ходы героев и смысл.
Теги: рассказ, сюжет, конфликт.