1. Постер
По сути, постер – копия художественного произведения, но копия особенная. Это объясняет появление нового слова. Это – полная копия произведения, созданная с помощью современных технологий. Причем копия, имеющая важные детали: 1. у неё нет ограничений в размерах, поскольку сейчас спропорционировать любой размер технически просто 2. носителем изображения могут многие носители – от шёлка до оргстекла – на всё сегодня можно нанести изображение 3. возможность при помощи тональных стекол придать изображению дополнительные оттенки 4. Возможность нести на себе надпись, что делает постер прикладным 5. Возможность обрести любую рамку – изготовление багетов сейчас развито. То есть постер может иметь многие отличия от оригинала, что превращает его в самостоятельный жанр образной смысловой организации нашего пространства.
2. эволюция копии
Чтобы понять суть постера, начнем с эволюции копии.
Еще несколько два десятилетия назад копия была просто иллюстративной перепечаткой изображения в журнале. Но это в массовом сознании. А среди специалистов копия – это полное до деталей совпадение изображение оригинала – ничем не отличающееся от оригинала. Её можно назвать профессиональной копией – она делалась профессиональными художниками и стоила весьма недёшево. Профессиональные копии делались на великие произведения, чтобы оправдать труд и затраты. Но это могли позволить себе сделать две категории людей: 1. Мошенники, подделывающие произведения для теневого рынка 2. Страстные поклонники искусства, желающие восстановить утраченное хотя бы путем изготовления точной копии. Вторая категория, несомненно, в меньшинстве, поскольку ориентируется на оригиналы.
В любом случае профессиональные копии живут в «высшем свете».
Но в двадцатом веке – в век массового интереса к искусству – множество людей населяли свои квартиры, комнаты, кабинеты вырезанными иллюстрациями из журналов. Это было массовое явление, ставшее предтечей постерной культуры.
Однако уже в те времена возникли технические возможности делать постеры. Но в СССР это было централизовано, и постеры стоили все равно недёшево. И изготавливались централизованно – и с понятной целью. Никто не прошел мимо постеров репинского Толстого в школе, все прошли через огромное количество постреных копий великих учёных, художников, создававших в школьных классах атмосферу присутствия великих, намекающих на великие дела будущих выпускников.
Сейчас технические возможности позволяют делать постеры самим.
3. постер и культура не противоречат друг другу?
Неужели копия может быть явлением культуры?
Может, но при определенном условии. Коротко его можно назвать «время и место».
Если хорошо сделанный постер имеет свое смысловое место – например, постер портрета помещен в соответствующий контекст, то он становится элементом диалога среды с нами. Если произведение работает на созидание, значит оно культурно.
А если учесть, что сейчас всей стране нужно менять изобразительные ряды повсеместно – от офисов до учреждений, кафе, заполненными ширпотребом и безвкусицей, то постерная политика становится государственной.
Когда входит в офис к строителям и вместо художественного оснащения арт-фактами мы встречам нагие телеса простушек, то возникает вопрос: А тут строят или бредят нагими простушками? Кажется, ответ ясен изначально, как и ответ на вопрос: стоит ли иметь дело со строителями, у которых в голове нагие простушки? – Увы, на самом старте, еще до всяких переговоров – ведёт диалог внешний контур офиса, который часто метит территорию пропащими смыслами.
Так безвкусица бьет по бизнесу.
И наоборот: Если в торговой компании вас встретят постеры торговой тематикой, то сразу станет понятно, куда он идет и зачем.
4. где взять оригиналы
Проблема номер один для постреной политики – где взять оригиналы. Авторское право никто не отменял.
Ответ один: связь с галереями и музеями, которые обладают оригинальным ресурсом.
Осталось только галереи и музеи приблизить к рынку постеров.