С. Федосеев
|
|
|
|
Смысл экспертизы – оценка. Однако в эстетике оценка максимально затруднена, поскольку доминирует формула «мне нравится». Это говорит о том, что по этой формуле сам человек эксперт. Какая еще экспертиза нужна? Однако напомним, что человек может быть обременен не только чувствами, но и обязательствами. И вот в контексте обязательств критерий «мне нравится» колеблется. Несколько примеров. Человек пришёл с выставки авангардиста и понимает, что он ничего не прочувствовал, не понял, а друзья его за это порицают, то с раздраем сознания можно покончить только спокойным экспертным заключением. Вообще, массу знакомых, которые вращаются вокруг искусства и трепетно относятся к субъективной критике. Формат нравится-не-навится не работает даже среди друзей, которые всегда сомневаются: ты хвалишь, чтобы сказать приятное, чтобы не ссорится, или действительно так оцениваешь мою работу, то есть твои слова – эмоциональный подкуп, или настоящее мнение? И автор донимает вопросом «почему?». Негативная оценка еще более раззадоривает: не понравилось – скажи почему? То есть даже частные отношения требуют экспертной квалификации. Человек – менеджер, которому нужно заплатить за корпоративный концерт певца. Ответственность за чужие деньги снимает критерий «мне нравится». Даже если нравится, то придётся обратиться к доказательствам, почему деньги нужно заплатить именно этому исполнителю. А это уже снимает критерий «мне нравится»: сама форма доказательства – это обращение к объективным критериям оценки. Третий пример: родитель, которому нужно сводить своих детей в кино. Для него вообще критерий нравится-не-нравится второй: возникает вопрос – что полезно для детей, что вредно. Но думать об этом постоянно у него нет никакого времени. Поэтому для него экспертиза – выход из тупика. Вообще всё, что касается детей, имеет свою остроту, и здесь без экспертизы не обойтись. Есть масса коммерческих завлечений, мол, ваш ребенок – гений. Руководителю изостудии, разумеется, выгодно удержать ребёнка для своего дохода, но есть ли в этом будущее? Ведь ребёнку можно понапрасну «свернуть голову», после чего тот может пойти по ложному пути в жизни (что и часто происходит). В этом случае экспертиза возможна не только творений, но карьерной перспективы. Продвижение искусства – это отдельное искусство. Можно написать хороший холст и остаться навечно банкротом. Четвёртый: босс, которому нужно решить совершенно прозаическую задачу – при помощи искусства увеличить производительность труда, настроить коллектив на трудовой прорыв. Для него вообще свои интересы, своё нравится-не-нравится отходит на десятый план, ему важно понять, что может заставить людей успешнее работать, что им нравится. То есть его личный критерий вообще перестаёт входить в зону его же (!) интереса. Пятый: есть конкурент, которому нужно искусно испортить жизнь. Для этого прекрасное должно быть ядовитым. Но незаметным. И задача у него будет состоять в том, чтобы не потреблять самому, а экспортировать несъедобное или вредное. Это не просто не может нравится – это должно отталкивать и выноситься вон. Но тонкость состоит в том, что искусность должна быть убедительнее страха перед ядом: это значит искусность может быть настолько сомнительной, что человеческие чувства вообще «не возьмут пробу», потребуются высокотехнологичные приборы для экспертизы. То есть в случае опасности нужно вообще выключить человеческие чувства, чтобы они не стали помехой в экспертизе. Если яды проверять на себе, то конец известен. Шестой: Конкуренция: каждый спорит, что он создал более серьезное и влиятельное, а значит и дорогое произведение. Рыночная борьба вообще не знает объективности. И понятно, что там, где деньги, истины в споре не найти. За деньги некоторые продадут свой вкус быстрее, чем продают свои старые ненужные вещи. Поэтому единственный способ – прибегнуть к объективным критериям. Седьмой пример: человек отравился искусством (такое бывает). От просмотра фильма ему плохо, снятся дурные сны, теряется вера в людей, хочется суицида. Это только у Аристотеля результатом искусства – катарсис – подъём духа через стресс. Может быть и наоборот – опускание духа через кайф. И чтобы вывести человека из эстетического анабиоза, нужно понимать форму отравления, чтобы предложить верные средства от отравления. Наконец, конкурентная экспертиза, пропагандирующая свои товары, которые для нас непотребны. Но рынок есть рынок, как отличить, что противопоставить чужой экспертизе? Личные эмоции, нравится-не-нравится? Это не пойдет. Конкуренция на рынке экспертизы вообще не понимает эмоций. Только экспертные факты. В качестве вывод можно спокойно сказать, что оценка произведения – не ученая прихоть, а необходимость. Форм потребления эстетических форм почти столько же, сколько проблем, от этого потребления возникающих. Невладение хотя бы одной экспертной технологией, ставит нас в проигрышное положение.
|
|
ЗИМНИЙ СУХАНОВ
Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.
НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ
Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.
НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ
Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.
ХРАМОВАЯ СЕРИЯ
Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.
СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!
Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!
СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ
Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!
КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ
Тем – кому нужно помнить…
Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»
Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?
Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»
Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.
Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»
Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.
Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»
Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!
БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ
Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.
ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM Авторская серия
Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии
промарт Галереи – нашим промышленникам серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ
Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
|
Фотохроника
Лица и краски
Люди и титулы
Вдохновись искусством природы!
Изучи натуру
|