1. сметная стоимость литературного имени
Говоря об Имени как условии вхождения в медийный мир, мы должны разуметь довольно сложную конструкцию. Это для молодого человека имя связывается со славой, известностью. Это так, это есть. Но слава может быть спорной, а известность сомнительной.
Поэтому, говоря об имени, нужно четко понимать, какое имя нужно. То есть нужно не просто бегать и по всем углам пиариться, нужно понимать стратегию создания имени – какова цель.
Имя – это простое название авторитета, влияющего на массы. По-простому, имя – это форма власти, у которой огромные возможности рупорного воздействия на массы: известность, а ещё если и популярность – одно из мощнейших орудий влияния в истории. Не случайно самые властные народы – они же самые пишущие, поющие, музицирующие, лепящие, танцующие и проч. А написанное слово, оставшееся в истории – это настолько весомая властная величина, что возникает ощущение, что жизнь писателя начинается после его смерти – слово становится весомее в разы. И потом вдохновляющей, направляющей, моделирующей роли искусства никто не отменял.
И самый, как ни странно, доходчивый способ получить эту власть – это искусство, и самый дешёвый (мы это покажет по сметным проектам) - литература. Сметная стоимость литературного имени в сравнении, например, с театральным или музыкальным, приятно поразит.
2. не обязательно литературное
В литературу не обязательно приходить с литературным именем. Книжки телеведущего Соловьёва раскупаются как раз не потому что он писатель.
Вообще имена делаются часто на пересечении профильных интересов. Например, фермер, который написал сборник стихов – для издательства – это «социалка». Тем более есть профильные издательства по тому же фермерству: фермер написал стихи – это классно, мы не только пашем, но и пишем!
Вообще писатель «от практики» - это писатель с портфолио. В СССР самым влиятельным было военное портфолио – писатели военного поколения, которых печатали «в награду». Были неплохие имена, вроде артиллериста Бондарева.
Проще всего всегда в литературу придти от журналистики. Сделать имя на статьях, текучке – на порядки проще, чем в любом другом деле.
3. точечный шаг
Создание имени – процесс очень профессиональный. Это своя тактика. Главное в этом одно – попасть в открытые двери, в тему, в резонанс. Можно сделать имя на микроскопическом. Поэт Сурков знаменит стихами одной песни, попавшей в резонанс, но и фактически сделавший эстетику эпохи войны: «Бьётся в тесной печурке огонь». Случай уникальный, но показательный: делать имя – это чёткая точечная работа. Сурков, конечно, не думал о карьере, когда писал, но мы не о нём, а о том, как может быть. Поэтому мы о точечности – вписывании творчества в социальный заказ и эпоху. Сурков, конечно, не думал, карьере, но и не думал прославиться стихами о панаме.
4. о скромности
Нет сомнения, что ориентация на искусственное – портфолио, имя, продвижение, шаркания ногой - бьёт по нутру писателя, да и вообще любого человека. Показывать себя, вытаскивать на люди, говорить о себе, о произведении, хвалить издателей, спонсоров, хвалиться – это целая эра самодисциплинирования, что сродни самой дисциплине писания – хочешь, не хочешь, пиши, как в любом деле – даже если тошнит от бухгалтерии – иди и работай.
Показывать себя – это для многих проблема.
Но увы, это часть любой карьеры: если человек не покажет себя как творца, то его покажут в голливудском фильме как алкоголика, тунеядца, никчёма. Неприятель, борясь с конкурентами, не дремлет. Конкуренция имен – не выдумка, а реальность. Какое имя перебьёт влияние другого – не вопрос, а ответ: только более влиятельное и более известное. Можно не сомневаться, что если бы в споре выступили Андре Моруа и Достоевский, то результат уже известен.
Поэтому готовить себя к продвижению себя и своего имени – часть писательской, литературной и номинативной судьбы. О скромности надо забыть.
Заметим вскользь, что эти три позиции могут быть разными судьбами: писательская не всегда литературная (и наоборот), номинативная (для имени) не всегда писательская и литературная. Они могут иметь разные доминанты, но при участии друг друга: можно идти в политику через писательство (примеры: Чхартишвили-Акунин, Шаргунов), от политики в писательство (Прилепин).
А чтобы не пострадала скромность, нужно взять на вооружение простое: миссию, идею, тогда самоутверждение будет выглядеть иначе: это не производство имени, это исполнение миссии. Так эгоистические моментально перерастёт в миссийное.