1. Писать в стол?
Эстетическое воздействие давно стало понятным, а потому особо контролируемым процессом. Но мир сильно изменился. Если в советское время сам факт публикации был победой, то вы нынешних временах это не считается результатом вовсе. Одной книгой больше, другой меньше. Полки книжных магазинов забиты. Это парализует: мол, все написано, что же, мне пополнять список в этом штабеле, который никто не читает?
Это важный момент, поскольку многие разочаровываются в писательстве, полагая, что это никому не надо. Но нельзя следовать советским стандартам, потому что их нет.
Есть смысл писать в стол, чтобы «отстоялось», прошло проверку временем, но это не навсегда. Но ясно одно – опубликовывание – первый и необходимый шаг в продвижении. Не последний, но первый.
С этого начинается борьба за главный эстетический капитал – имя. Да, именно так. Не за книгу, а за имя. Логика проста: читают только то, что известно и авторитетно. И не наоборот. Поэтому нужно понимать драму момента: мы начинаем с того, что будет иметь затем второстепенное значение.
2. В каком виде публиковать?
1. Если еще тридцать лет назад альтернативы не было, то сейчас она есть. Речь идет, конечно, об интернете.
Но публикация в интернете отличается особенностью. Она не проходит никаких шлюзов. Создал сайт, выставил или отправил куда-то, почти невесомая вещь. Но в интернет-публицировании есть важная вещь – а именно эффект черновой рукописи.
Автору всегда важно посмотреть на своё изделие со стороны, другими глазами. Потому что сроднившись, автор никогда произведение не увидит объективно, как родители никогда не будут видеть своего ребёнка трезвыми глазами конкурентного рынка. Интернет в этом плане просто находка. Можно менять текст, корректировать сюжет и проч. Можно получать отзывы, иногда дельные, которые помогают хладнокровнее относиться к детищу.
Это говорит о том, что интернет - это всё-таки полушаг.
Шаг – это публикация «бумажной» книги.
Почему мы на этом настаиваем?
Во-первых, книга перевоплощается из виртуального состояния в «то, что можно подержать». Это конечно, телесная психоделия, но у неё есть свое значение. Если дело дошло до печати, то значит это уже признак серьёзности. Хотя бы по затратам.
Во-вторых, все серьёзные люди читают книги с карандашом в руках. И это неизбывно.
В-третьих, книга играет роль мемории, которая может получить автограф, что с интернетом невозможно. Это значит книга может играть уже самостоятельную роль, как торпеда, выпущенная из подлодки.
Мы об этом поговорим ниже, но ясно, что книга должна быть.
2. Возникает вопрос об отношении к журналам. В советские времена прохождение через журнал было фатальным. Журнал тогда играл роль интернета – вся текучка была там, после чего делался выбор, что переводить в разряд книги. Поэтому пробиться в журнал в те времена было делом на уровне спецоперации. И не члену Союза писателей делать было нечего. Об этом мы ниже.
Сегодня журнал не играет такой роли, какую играл. Но она, эта роль, есть. Тиражу упали, но они есть. Фильтр остался, но и престиж частично остался. Поэтому если есть возможность, надо печататься, особенно за гонорар. Но даже если журналы платные, то надо публиковаться. Это войдёт в портфолио. Особенно это касается малых жанров – рассказов, поэтических вещей, статей, реплик.
Журнал имеет важную деталь. Это, как правило, орган коллективного издания, вокруг которого вращается писательская братия с не последними именами и влиянием. Получить хотя бы известность на уровне имени в ней – тоже шаг продвижения. То, что нужно за него платить – это нормально. Сейчас все писатели проходят через финансовые шлюзы – за известность надо платить. Самому.
3. Вопрос, что делать, если количество материалов не дотягивает до книги. Тогда есть смысл участвовать в тематических коллективных сборниках. Это тоже выход на книгу, пусть даже не чисто авторскую. С этого можно начинать продвижение в искусстве.