1. Строение сюжета
Композиция – по-русски состав (соположение), сложение, соединение. Чего? Сюжетных линий, персонажей, короче, художественных компонентов (частей). Можно точно сказать, что после сюжетосложения композиция становится главной художественной проблемой. И если в рассказе композиция практическим накладывается на сюжет, то уже повесть, представляющая соединение многих различных компонентов, требует композирования.
Чтобы подчеркнуть ключевую задачу художника, напомним, что это слово даёт целую профессию – композитор. Нет персонатора, сюжетника, в композитор дает, что показывает - композиция решающая часть художественного навыка.
Начнём с простого, почти школьного.
Как ни странно, и роман и повесть и роман имеют единую композицию.
1. Интригующее введение.
2. Развертывание, детализация, погружение, описание противоречий.
3. Столкновение, противостояние,
4. Контрапункт, последняя схватка, апофеоз.
5. Развязка, заключение.
Если еще проще, то три: 1. завязка (проблемы=конфликта) 2. развитие (проблемы=конфликта) 3. развязка (контрапункт с разрешением конфликта).
Но именно это простое и сложно воплотить. Как подгонять персонажи, например, под развязку? В живой жизни нет ничего похожего на сценический контрапункт. Всегда конфликт длителен, раздроблен и не имеет соединенного узла. Как же это соединить в тексте? Например, конфликт на производстве может развиваться на уровне локальных реплик, незаметных недоумений и взорваться неожиданно и несюжетно. Как эти элементы сгруппировать в мощную сцену? Надо композировать сюжет, сдвигать фрагменты, перемещать персонажи. Иногда это выглядит смешно и ходульно. Когда героям нужно встретиться, но сюжетные линии не сходятся, то возникает «случайная встреча на Невском», что сразу вызывает иронию у зрителя (читателя), хотя такое на Невском как раз бывает (но без всякого продолжения и сюжета). Вот и задача соединить сюжетные линии в «живом» коспозиционном составе.
2. композиционная специфика
Рассказ это линия сюжета, куда «накручиваются» персонажи.
Повесть это линия сюжета, куда входят персонажи со своей сюжетной компонентой (своей судьбой), но при доминировании и углублении сюжетной линии главного героя.
Роман отличается от повести и рассказа фундаментально. Это соединение многих самостоятельных сюжетных линий с совершенно самостоятельными персонажами. Не случайно роман – король прозы, выражающий во многом дух народа, его мастерство, потому что написать роман – значит вызвать его дух, дао к жизни, поскольку минимальная планка романа – изображение эпохи, глобальных идей, мировых конфликтов и процессов, исторических лидеров.
Именно по этим признакам огромное количество романов нужно переквалифицировать в повести. Реальных романов в истории литературы немного. Например никак нельзя практически все проекты Жюль Верна, названные романами, так квалифицировать. Допустим, проект о капитане Гаттерасе просто растянутая повесть в силу одной сюжетной линии и одного главного героя.
Жанровая переквалификация лжероманов – дело будущего, для нынешних авторов не нужно попадать в ловушку: не можешь роман – пиши повесть, только не растягивай её до объема романа. Всё равно будет заметно, что автор писал для увеличения суммы гонорара.