1. Жанр или уродство
У некоторых безграмотных творческих людей отношение к жанру произвольное: я хозяин пера, а значит и всего, что выходит из-под него. Это иллюзия. И вот почему.
Жанр – это строгая форма множественных отношений и масштабирований. Начиная величиной героя, заканчивая объёмом диалога, в который он включен. Жанр – это постоянное соизмерения всех частей произведения, их соотнесение. А как мы знаем, профессионализм заключается в деталях – то есть в малом: если автор не обращает внимания на детали, то из-под пера выходит свалка элементов или их уродство.
Вот здесь возникает коллизия с так называемым авангардом, который питается нарушениями и диспропорциями.
Во-первых, сразу надо отказать всем опытам в понятии «авангард», и с учётом эстетического демонтажа оставить понятие декаданса.
Во-вторых, нужно для начала различить декаданс и просто неумение писать.
В-третьих, опыты назвать опытами.
По большому счёту школе для начинающего отношение с декадансом нужно выяснить для того, чтобы не скрывать своё неумение под замыслом, которого нет. Поэтому мы останавливаемся именно на жанровом искусстве, его требованиях и дисциплине, поскольку чтобы деградировать, нужно уже что-то создать, чтобы подать, нужно куда-то подняться. Нельзя изуродовать то, чего нет. Поэтому сначала – сделать, потом – уродовать. Если возникнет необоримая нужда.
2. Жанр между автором и потребителем
Жанр – это ключ к восприятию произведения после названия текста. Но если название может вообще ничего не сказать, то определение жанра - самое многоговорящее для читателя на старте слово. Он даёт эффект ожидания. Даже по времени. Если рассказ – это на полчаса, роман – на месяц.
Нужно ли ломать эффект ожидания?
Это смотря какую задачу мы ставим. Если мы входим в сознание читателя, (на рынок), то любой сбой будет отвергнут. Это уже знаменитый писатель может позволить себе. Или тот, в эксперимент которого вваливаются безмерные деньги (вроде «Уллиса» Джойса). На первом этапе только эталонный вариант. Это сократить дорогу в душу читателю.
3. Жанровые расчёты
Жанр – это тайна любого автора, поскольку она скрывает главное, что хочет скрыть автор: расчёты, измерения, почти математику. Автору это важно скрыть, чтобы все подумали, что писательство (творчество) – плод вдохновения и только. Увы, жанр то, что требует мастерства. Если кто-то наблюдал, с чего начинается и втайне продолжается картина, или повесть, или скульптура, сильно разочаруется – геометрия, формулы, расчёты, огромная предварительная работа. Никакого вдохновения. Труд и мастерство.
Мы это говорим, чтобы начинающий автор не пугался жанровых требований, а на них опирался – это нормально. Причина в том, что многие сегодня запуганы теорией вдохновенного и озарительного происхождения искусства, что привлекает огромное количество графоманов и отталкивает дельных авторов, которым есть что сказать, но у которых нет вдохновения.
4. Жанровая дисциплина в помощь
Если для плохих авторов жанр – это принуждение и давление, от которого хочется освободиться, то для хорошего автора – это подспорье. Ну разговорился герой рассказа на три страницы, ну понесло – и хочется дать ему слово, но ясно, что это будет перебор, который может оттолкнуть читателя. Поэтому автору лучше силовым образом остановить своего героя, который рушит конструкцию рассказа, восстанавливая его пропорции.
То есть сам жанр помогает справиться с инерцией героев, которых может «занести». А если учесть, что эта инерция в самом авторе, то жанр ему в помощь. Сам жанр покажет, что в рассказе описание картины обстоятельств – краткая, а в романе широкая, детальная. То есть в рассказе описание возможно в три строчки, в романе на страницу. Если будет наоборот, то представьте комический эффект: описание на страницу, затем выходит герой с двумя фразами и рассказ заканчивается.
Так что лучше знать законы жанра, чем от них бежать.