1. тема как проблема
Есть множество пособий по писательству, мы делаем прагматическое. Когда есть «надо – поэтому». Мы учим способных, талантливых, которым есть, что сказать, обыкновенным писательким навыкам.
Тема, говоря просто, плоть идеи, её воплощение. Но идея есть результат разработки проблемы. Поэтому мы начинает не с идеи, - мы идём от проблемы. Это надежнее. Идея как положительный исход не всегда подстёгивает, а проблема всегда будут это делать.
Что значит ход от проблемы? Произведение становится научным исследованием, свидетельством, аргументом, где сам образ превращается в доказательство. То есть мы предпочитаем произведение как доказательство, как свидетельство.
2.
Любая проблема может стать предметом художественного осмысления. Лучше обратиться к той, которая тебя ударила, ушибла. Например, порча женщин в современном мире. Это проблема. В чём заключается порча? Женщина сама никогда не признает, что испорчена. Любой человек признает ошибку только тогда, когда видит труп. Поэтому разоблачение порочности может стать темой, которая будет нести идею разоблачения иллюзий праведности порченных.
Есть более крупные темы, например, экономические, или темы воспитания детей. Но они требуют четкой формулировки темы для сюжета. Сегодня актуально наступление ювенальщины. Рассказ, повесть могут быть посвящены, к примеру, вопросу, почему ювеналищики предпочитают вкладывать огромные деньги в отъём детей, а например, не в поддержку семей, у которых детей отнимают. Вообще почему отъём детей, а не воспитание семей?
3. персонаж как воплощение темы, идеи
Напомним, воплощение – это создание «плоти» идеи, то есть героя, персонажа, который становится образом темы или идеи. Причем не обязательно, чтобы он стал глашатаем идей, само его поведение есть само доказательство.
То есть второй этап после выбора темы – выбор персонажа для её воплощения. Собирание образа для воплощения становится довольно кропотливым делом: фактически собранный из частей, образ должен в некотором смысле предстать живым, то есть ожить. Это довольно занятное явление, когда создается то, что будет жить только в голове. Но тем не менее, чтобы персонаж «ожил», придётся соблюдать логику жизни. И если логика жизни, по замыслу, становится логикой доказательства, то это составляет главную сложность: как сделать так, чтобы персонаж воплотил наш замысел, не подвергая сомнению логику жизни? Как сделать так, чтобы персонаж выполнял нашу задачу, не вызвав ни грана сомнения в том, что это его естественный ход жизни.
4. логика образного доказательства
Логика художественного доказательства заключается в нескольких вещах:
1. персонаж должен действовать шаг за шагом, где каждый шаг видится вполне логичным и последовательным.
2. его финальный результат, который, собственно, становится идеей произведения, должны быть вытекающим из всего поведения, показанного в тексте.
Это самое трудное. Дать идею логикой поведения, а не просто втискиванием морали в уста персонажа. Это значит следовать за ним, вникая в его чувства, эмоции. Возникает парадокс: автор вроде бы создаёт персонаж, но затем становится его рабом: уже персонаж диктует волю автору. Это, кстати, тест на достоверность. В этом отношении есть знаменитая пушкинская реплика о том, какое он испытал удивление, когда его Татьяна на «выскочила» замуж.
Это значит привести персонаж к своему исходу часто становится делом проблематичным: персонаж может завести «не туда». Что ж, может быть, в этом будет больший художественный резон. Собственная логика персонажа может стать ценнее авторского замысла.