1. Природа стиха – повторяемость
Если пытаться понять, в чем природа стиха – это повторяемость элементов, частей. которые связывают целое.
В стихе повторяются звуки конечных строк, создавая рифму (гонит – где нет?: г…н – г…н) и в стихе повторяется сила удара, формируя ударные связки, рождающие размер. Рифма и размер, собственно, явления однородные, поэтому они стягивают катрен по горизонтали (ритм), и вертикали (размер).
Причём заметим, что самый универсальный, статистически уже доказанный формат катрена – 4-хстопный ямб с перекрестной рифмовкой. Вопрос почему.
2. Рифма
Итак, рифма стягивание текста путем наложения созвучий.
Рифма бывает:
1. перекрёстная АБАБ
2. Смежная ААББ
3. Опоясывающая АББА
Сразу обратим внимание, что смежная и опоясывающая усложняют восприятие, делают его более мудреным, ожидания более трудными. Причины:
1. смежная «рубит» катрен, провоцируя рубящий знак препинания – точку, несмотря на то, что она может не предполагаться и смену темы, несмотря на то, что тема едина, чтобы преодолеть инерцию точки приходится прибегать к переносу части предложения на другую строку, что всё равно ломает ритм.
Сделали трудное славное дело, А
Успокоили сильное буйное тело А
Так, что вороги наши притихли Б
Копьями острыми сникли. Б
2. опоясывающая: минорная, лирическая, декадансная, навеивающая грусть и упадок, что противоречит римичности стиха как энергии жизни о победы.
Молодильные яблоки мне принеси, А
Дева мудрая Несмеяна, Б
В тебе нет никакого изъяна, Б
Как мне ладонь поднести? А
3. Вот первый ответ: почему самая популярная - перекрестная рифма? Потому что она задаёт почти биологический ритм, почти совпадает с ритмом разговорной речи. Потому что он ложится моментально на восприятие, на слух, как самый простой и самый доступный и самый читаемый и самый слышимый. Эффект размерной поступи, порождающий взлётный (поэтический) эффект, делает перекрёстную рифму фаворитом рифмования.
Разбуди меня, разбуди на заре, А
В руки вложи паламенеющий блик, Б
Двинусь к Собору по ранней поре А
Лелея в душе сретения миг. Б
Наконец она «стягивает» стихотворение крестом (если учесть деление на женские и мужские рифмы)
Мужская рифма – ударение на последнем слоге рифмы, женская – на предпоследнем.
В эту годину все звуки затИхли, Аж
Цвета все исчахли и стёрлись навЕк, Бм
Пепел гулял по полям, как сортИрам Аж
То ускоряя, то замедляя свой бЕг. Бм
Но для понимания сути соединения рифмы и ритма в одном слове, нужно обратиться к размеру.