С. Федосеев
|
|
Желание высказаться постоянно тянет автора превратить произведение в манифест. Конечно, если есть замысел – нет вопросов, но тонкость в том, что выражение идеи – это всегда образ. Образное мышление – это свойство, которому надо учиться. Так просто его обрести сложно. Как читать образный язык, чтобы овладеть образной мыслью, сложно, так и писать образ – сложно. В тексте нельзя сказать: герой пошел туда и взял то-то, потом что у меня такая-то мысль: это подразумевается, то есть скрывается то, что читатель должен открыт сам. Это значит, что каждое действие героя – есть фактически скрываемый аргумент: он не просто так взял стакан – он взял, чтобы передать такой-то смысл.
Из этого следует, что произведение – это связка логических действий, которые и выражают замысел. Именно нарушение логичности и возбуждает эффект ходульности. И как только возникает сомнение в логичности действия, сразу возникает неприятие текста. Это говорит о том, что все произведение – есть цепочки логических демонстраций, которые порвать нельзя. Это значит, мера и масштаб требуют масштаба логичности. Если мы пишем повесть о коррупции, то нам мало изобразить мелкого коррупционера – он должен быть идеологом и его действия должны отличаться убедительностью – он уже не случайный человек, попавший в переделку – он вошедший по убеждению и действующий по убеждению. И каждая деталь должна становиться аргументом. Но и здесь необходимо четкое понимание меры. Если, к примеру, мы замыслили коррупционера как убежденного идеолога коррупции как тонкого способа разрушения государства, то он уже не коррупционер, а оппозиционер или агент, который коррупцию превращает не в средство достижения личного обогащения, а средство достижения другой цели – разрушения страны. Как можно понять, что в повесть такой ухищрённый замысел уже не «влезет», нужен роман, а значит укрупнение и удлинение цепочек аргументации.
Мы отдаём себе отчет, что для многих авторов наше соображении непривычно, хотя само выражение образное мышление не оставляет сомнений. Но авторы, как правило, пользуются другими категориями: жизненность, реалистичность, действительность, правдивость. Мы не против этих слов, просто они очень размыты, хотя все они могут быть вписаны как раз в понятие «логичность». Например, коррупционер-мститель, одинокий молодой человек, берёт приёмную девочку. Жизненно? Правдиво? Реалистично? Вряд ли. Ясно, что неформат, и ясно, что надо доказывать, что этот ход сюжета не выдумка для «гуманизации» коррупционера, а есть какой-то смысл, имеющий логику. Например, гуманитарное прикрытие, чтобы был славный имидж простого человека (в духе Корейко). Но тогда этот коррупционер точно не должен владеть «крутой» машиной. Но эта логика уступает другой логике: если он возьмёт девочку, если он откажется от машины, то это может вызвать подозрение у его криминального круга, что может нарушить его план коррупционного разложения власти путем вовлечения в разложение как раз «этих». Как видим, везде логические связки и приёмная девочка никак не вписывается в замысел: замысел «выталкивает» этот неформат. А этот неформат становится форматом уже в совершенно другом замысле: патриот страны, вовлеченный в коррупцию, решает выйти из схемы, меняет жизнь и принципы. Такое бывает и часто такие люди обрекают себя на гибель, вступают в борьбу, погибают, но делают прорыв. Очень актуальный и даже современный сюжет.
Построение образа – это выстраивание именно логичного поведения героев. Уже за тем возникает другие определения. Только тогда за этим героем-замыслом пойдёт читатель. Ведь в этом суть – увлечь читателя образом-замыслом, чтобы придти вместе с автором к разрешению замысла. Логика сказа – как рассказа, а затем сказки – и заключается в том, чтобы довести сознание слушателя до смысловой развязки. Даже в сказке эта логика, при всех метафорах сохраняется. Если герой идёт за своим счастьем и становится победителем препятствий и врагов, то он заслуженно – логично – получает награду. Сознание, идущее вслед замыслу, приходит к тому, что только путём заслуги можно получить заслуженную награду, которую уже никому не отнять. Любые попытки «сократить» путь приводит к нарушению логики замысла. Если, к примеру, Иван-царевич не подвергнется нужному – логичному – количеству испытаний и преодолений, например, он преодолеет только два рубежа преодоления, то любое сознание, даже детское, скажет «мало», потому что нет нагнетания испытаний, преодоление которых делает из героя Героя – пример для подражания. Проще говоря, автор должен представлять себя поводырём: он ведет читателя в дебри, постоянно объясняя, почему это надо делать. Как только объяснение станет неубедительным, читатель заподозрит корыстный интерес поводыря – завести в темный лес и как-то околпачить: ограбить, убить, сдать разбойникам и проч. – и может просто раскланяться – отбросить книжку за ненадобностью.
Поэтому опора на Логику для создания произведения есть наиболее прочный вариант создания жизнеспособного произведения. Именно тогда формула образного мышления станет явлением понятным. И не страшным.
|
|
ЗИМНИЙ СУХАНОВ
Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.
НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ
Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.
НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ
Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.
ХРАМОВАЯ СЕРИЯ
Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.
СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!
Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!
СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ
Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!
КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ
Тем – кому нужно помнить…
Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»
Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?
Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»
Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.
Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»
Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.
Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»
Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!
БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ
Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.
ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM Авторская серия
Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии
промарт Галереи – нашим промышленникам серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ
Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
|
Фотохроника
Лица и краски
Люди и титулы
Вдохновись искусством природы!
Изучи натуру
|