Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

КАК В РОССИИ ПООЩРЯЛИ МЕЦЕНАТОВ

Печать

Автор: А.В. Болдырев Категория: Клуб меценатов

В романе Бориса Акунина «Статский советник» фигурирует отец Эсфири Литвиновой – банкир Авессалом Эфраимович Литвинов, который всем настойчиво демонстрирует свой орден. Откуда такая настойчивость? Такое внимание, в общем, к не самому экстраординарному событию, как награждение орденом? Россия практически постоянно воевала и орденами награждали часто. Гражданских чиновников поощряли за успехи на службе и просто за выслугу лет. Однако есть ряд обстоятельств, которые подзабылись в начале XXI-го века, но которые действовали в веке XIX-м. Всем знакомо выражение «кавалер ордена». Кавалер, - буквально «всадник», - во времена формирования орденской системы означал конного воина[1]. А орден был монашеской или военной организацией по феодальному типу. Стать кавалером ордена фактически означало занять место в строю. Со временем ордена монашеские утратили свое значение. Военные ордена к XVIIIXIX векам в значительной степени стали наградами. Однако некоторые традиции сохранились. Нельзя было быть награжденным одним орденом дважды, как невозможно одному человеку занимать два места в строю. Орденами награждали в подавляющем большинстве дворян, то есть людей воинского сословия.[2] Наоборот награждение же некоторыми степенями орденов означало присвоение личного или даже потомственного дворянства[3] с соответствующими правами и привилегиями. Исходя из этого, для крещеного иудея Литвинова, пожалование ордена означало вхождение в высшие круги государственной элиты, пусть и номинальное. В романе упоминается, что это «звезда, дававшая привилегии IV класса». Сложно определить, какой это именно орден, но IV класс по Табели о рангах включал в себя военный чин генерал-майора и гражданский - действительного статского советника. Напомним, что сам Фандорин был только статским советником и получить действительного статского мог, например, после занятия должности московского обер-полицеймейстера[4].
Чем же отличился банкир, что ему была пожалована «звезда, дававшая привилегии IV класса»? Явно не на поле боя или в министерстве. Он отличился как благотворитель, и в романе об этом прямо говорится. В Российской Империи государство вообще не занималось меценатством и благотворительностью. Это была прерогатива частных лиц. Вспомните, сколько народных больниц, приютов, музеев, галерей было создано частными лицами на собственные средства. Государство со своей стороны шло навстречу таким людям, ставя их служение Родине в один ряд с военным и государственным.
С этой точки зрения очень характерна история предпринимателя-благотворителя Л. С. Полякова (он вносил большие суммы на Румянцевский музей и Музей изящных искусств). За свою деятельность он был пожалован орденами Владимира III степени и Станислава I степени. И получил на этом основании дворянство. К сожалению, имели место и не вполне этичные случаи, когда шел прямой торг – орден и звание в обмен на взнос. Так, например, директора Московского филармонического общества в канун его 25-летия в 1903 г. в ходатайстве указывали, кому какая награда должна предназначаться: Д. Вострякову - орден Станислава I степени, Б. Вострякову - звание мануфактур-советника, К. Гутхейлю - орден Владимира IV степени и т.д. Но эти случаи были все-таки не типичны для русского меценатства: так, упомянутые директора МФО сыграли, важную роль в финансировании МХАТа, но при этом не выдвигали подобных условий.
В заключение отметим, что основными мотивами меценатства и благотворительности в Российской империи были всё-таки долг перед Отечеством и христианские традиции. И известнейшие российские меценаты, такие как Третьяков и Мамонтов орденов не имели. Однако и государство не оставалось в долгу, демонстрируя со своей стороны свое внимание к деятельности меценатов и благотворителей.
 
Теги: Меценатство

[1] Благодаря таланту Александру Дюма в массовое сознание прочно вошло и закрепилось слово «швалье», означающее тоже самое. Помните, «шевалье д’Артаньян», «шевалье д’Эрбле» и т.д. «Шеваль» по-французски «лошадь».

[2] Следует различать Орден Святого Георгия, которым были награждены Суворов, Кутузов, Багратион и многие другие военачальники-дворяне, от Георгиевских крестов, которыми награждали рядовых и унтер-офицеров.

[3] Например в 1845—1856-х годах это были ордена Святого Георгия, Святого Владимира всех степеней и первые степени других орденов.

[4] От чего отказался вследствие либеральных убеждений своего создателя.

ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру