1. Меценат – общественно значимое явление
Клуб признает такое определение меценатства в качестве основы своей деятельности:
Меценат - традиционное название финансового и экономического организатора процесса художественного производства в рыночных обстоятельствах. Организационная сущность заключается в заказе, приобретении и культивации произведённого продукта. Это делает мецената общественно значимым лицом в процессе культурного, а значит общественного, строительства.
После крушения советской системы госзаказа меценатство единственный регулятор и стимул для художественного производства.
Меценатство отличается от спонсорства и благотворительности регулярностью, регулятивностью, то есть системным подходом.
2. Понятие Клуба
Клуб – форма объединения меценатов для выработки единой политики на эстетическом рынке в деле галерейной, выставочной, музейной, аукционной работы для стимулирования художественного производства высокого художественного уровня.
3. Задача и Миссия Клуба
Клуб – организатор арт-рынка, что предполагает решение главной задачи связывания меценатов, художников, экспертов в едином рыночном процессе.
Клуб рассматривает меценатскую деятельность как форму капитализации страны (даже если собственность частная) путём организации создания капитальных значимых коллекций из произведений искусства.
Это может сделать именно меценат, который будет ориентироваться на шедевры, а не на кичевые картинки. На данный момент можно констатировать повальное падение уровня искусства именно до кичевого состояния, рассчитанного на ширпотребные стандарты, которые фактически подавляют в художниках творческий потенциал тем, что просто его удешевляют. Напомним, что немецкое Kitsch происходит от простонародного verkitschen, kitschen — удешевлять.
Борьба с арт-безвкусицей также входит в задачи клуба. Когда в кабинете главы города висит странный постер с ещё и сомнительным (с художественной точки зрения) изображением Майями, у любого гражданина возникают вопросы. Клуб может помочь в адекватном стратифицированном художественном позиционировании власти.
4. Клубная деятельность
Основная форма работы в клубе – участие в процессе арт-рынка в выбранной форме и по выбранному направлению. Меру участия участник Клуба определяет сам.
Участник может выбрать и форму работы: это может быть участие не в коммерческом, а социально-культурном процессе: пропаганда искусства как формы социальной жизни, участие в культурных мероприятиях, вложения в них.
5. Участие в Клубе
Статус участника клуба получает тот, кто принял решение о меценатской деятельности. Направление выбирает он сам. Решение, как и подтверждение участия, может быть устным.
6. Государство как аффилированный союзник Клуба
Отказавшись от монополии и цензуры на арт-рынке государство, как минимум в форме отделов по культуре становится одним из прямых участников формирования арт-рынка, что делает их автоматическим союзником Клуба, что предполагает совместное участие в формировании арт-рынка. Причём не без элементов конкуренции. Музейный потенциал, который находится в руках государства, зачастую просто не работает, поскольку напоминает остановленный завод.
7. Законопроектная деятельность
Одна из причин отсутствия художественной капитализации в стране – отсутствие эффективной меценатской системы. Меценаты общественно и законодательно не признаны. Поэтому одной из задач Клуба является формирование Закона о меценатской деятельности. Основной идеей закона является утверждение меценатской деятельности как капитализирующей (страну) и как венчурная инновационная деятельность, требующая особых преференций в области, к примеру, налогообложения.
8. Зарубежный опыт
В деле арт-капитализации страны мы далеко отстали от наших зарубежных партнеров, несмотря на традиционно огромный творческий потенциал страны. Отдельные эпизоды успехов наших художников – того же Глазунова, Шилова, Никаса Сафронова говорит что школа жива, и искусство не будет утекать за рубеж, если оно будет капитализироваться в России.
Теги: клуб меценатов, капитализация, искусство.