Трагическое мировоззрение проявляется разными способами. Но не у всех получается трагизм изобразить. Иногда на полотно помещается много крови, даются мощные контрасты тьмы и света, а смерти и трагизма нет. Ведь трагизм не в том, что кому-то плохо, а в том, как говорили греки, приходит злой рок: на наши желания наступает злая необходимость. И вот это чувство бессилия от борьбы с необходимостью при огромном желании эту необходимость победить и называли древние трагедией. Хочет человек обмануть судьбу – а она обманывает его самого.
Надо обладать не только особым ощущением трагического, но мастерством, чтобы его изобразить. Ведь надо найти ещё персонаж, фактуру, сюжет. Это большая душевная работа, особый крен сознания.
Прибытов, как художник трагического миросозерцания, находит свои способы изображения трагического. Действительно, многие испытывали смешанные чувства, видя умирающую рыбу: и жалко, но съесть хочется. Огромное количество художников писали рыб: Снайдерс восторгался богатством природы, множество художников иронизировали, изображая сушеную рыбу, рыба была героиней множественных иронических натюрмортов, Ларионов придавал ей особенно глуповатые контуры. Но ясно, что рыба всегда была предметом ироничного изображения как метафора немого, безмысленного, холодного.
Мало кто осмелился выбрать рыбу как героиню трагического сюжета, давая ей обобщение человеческой природы – именно трагического свойства.
Фактически изображен портрет. Приписанные детали «лица», рельефно изображены мышцы, скулы, живые плавники. Ощущение, что рыба жива, только глаза закрыты. Рот рыбы не оставляет сомнения в том, что она жива - выпуская еле заметные флюиды-пузырьки воздуха, она дышит. И так как голова вертикальна – возникает ощущение, что она плывёт.
Но трагизм начинается с момента, когда живое, рельефное принадлежит … отрезанной голове. Возникает некий портрет не рыбы, а состояния борьбы за жизнь.
Вообще изобразить человеческую борьбу за жизнь, когда наступает смерть – она ведь наступает постоянно, пусть медленно, с каждым днём, - через создание образы рыбы, борющейся за жизнь с отрезанной головой – мощно. Для этого нужно обладать особым взглядом и графическим мастерством – ведь карандаш с грифелем всегда был немножко мертвящим на фоне акварели и масляных красок. И вот возникает эффект – голова рыбы-то плывёт (!), она жива, она в борьбе!
И тогда возникает вопрос: это трагический или оптимистический портрет человеческого, природного вообще, состояния? Может быть это изображение вечной, почти бессознательной борьбы против наступления смерти, изображение силы природы перед силой смерти?
Прибытов, несомненно, художник философского склада, чем и ценен. Не всегда философское сопряжено с эстетическим, красивым, приятным. Но это уже выбор художника – идти путем изображения интеллектуалоёмких идей, а не только внешних проявлений мира. Ценители – оценят.