2016 год объявлен в России годом Кино, которое еще в начале ХХ века было признано важнейшим из искусств. В последние годы, на базе достижений мощной советской киношколы, активно качественно и количественно развивается молодое российское кино, представленное в различных жанрах, в том числе и в анимации (мультипликации).
Мультипликация – признанный вид киноискусства, ориентированный на детскую аудиторию. Влияние мультфильмов на детей гораздо сильнее влияния фильмов на взрослых, в силу особенностей детского возраста, неспособности к критическому мышлению, доверия к миру. В Советское время заказчиком мультфильмов было государство. Помимо того, что мультфильмы соответствовали высоким эстетическим стандартам (графика, речь героев, музыка и т.д.), многие несли понятную детям мораль, то есть становились в том числе и педагогически средством: «советские мультипликаторы утверждали мультипликационное кино как политически активное искусство, обладающее большими воспитательными возможностями, основанное на высокой графической культуре» (1).
В современной России значение мультипликации также подчёркивается на федеральном уровне: так В. Путин, будучи премьер-министром, в 2011 году говорил: «Хороший мультфильм — или полноформатный, или короткий — может заменить десятки талантливых педагогов. Потому что при правильном прокате его смотрят миллионы. И если это талантливая вещь, талантливое произведение, то, безусловно, он закладывает самые важные, самые нужные фундаментальные основы в сознание, мировоззрение ребенка» (2).
В 2016 году, ко дню работника культуры 25 марта президент В. Путин наградил молодых деятелей культуры и искусства, среди которых были создатели Санкт-Петербургской анимационной студии «Мельница» С.М. Сельянов и А.И. Боярский, а также режиссёр-мультипликатор Константин Бронзит. Таким образом, значимость мультфильмов для воспитания молодых поколений подчёркнута на самом высоком уровне.
За два первых месяца 2016 году в жизни российское анимации было еще одно важное событие – это номинирование на "Оскар" российского анимационного фильма "Мы не можем жить без космоса" К. Бронзита. Российские мультфильмы попадают в шорт-лист премии "Оскар" не так часто: за 25 лет всего 6 мультфильмов, последний в 2009 году. Так отечественные анимационные достижения признаются не только на федеральном, но и международном уровне.
Таким образом, в российской анимации мы имеем три заинтересованных стороны: с одной стороны, мультипликаторы, которые демонстрируют всё возрастающий профессионализм; со второй, это государство, в последнее время всё больше оказывающее поддержку развитию мультипликации; с третьей, это общество, всё более нуждающееся в качественной современной отечественной анимации.
В сложившейся ситуации, когда государство может, мультипликаторы умеют, а потребители хотят, необходимо поддерживать мульт-проекты, которые пополнят копилку качественной отечественной мультипликации и будут способствовать развитию, воспитанию и образованию российских детей. Подходящим кандидатом на создание такого мультфильма является произведение Николая Перевозчикова "Служба спасения", ориентированная на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Произведение Н.Перевозчикова стихотворной форме повествует о разнообразной работе службы спасения.
Преимущества произведения Н. Перевозчикова "Служба спасения":
1) Готовый проект: написано стихотворение, готовы образы (художник И.Хасанова), осталось только снять.
2) Актуальная проблематика. С каждым годом увеличивается число массовых бедственных ситуаций и катастроф экологического, техногенного характера и также по причине так называемого человеческого фактора. Существуют мультфильмы для детей, посвящённые правилам безопасности. Например, серия стихотворных двухминутных мультфильмов "Аркадий Паровозов спешит на помощь". Они созданы для обучения детей основам безопасности и профилактики опасных ситуаций. А что же делать, если беда случилась? Стихотворение "Служба спасения" отвечает на эти вопросы.
3) Художественные образы. Герои, попавшие в бедственные ситуации (нападение акул, наводнение, пожар и др.) представлены так, что ребёнок начинает за них переживать, но не испытывает витальный страх (героями являются не дети, а, в основном, представители фауны).
4) Юмор. Не обойдены автором и юмористические ситуации (слон, испугавшись мышей залез на крышу, и не может спуститься; на помощь слону приходят спасатели-коты).
5) Знакомство детей с профессией спасателя; пропаганда важности работы МЧС. Мультфильм можно использовать во время профилактических бесед представителей МЧС с детьми.
Таким образом, произведение Николая Перевозчикова "Служба спасения" является актуальным, подготовленным для создания мультфильма проектом, поэтому грант нужно дать!
Литература:
1. Педагогический энциклопедический словарь / Гл.ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528с.