Воплотить в пейзаже достаточно сложную мысль – по руке не каждому художнику, но если это удается, то можно говорить о мастерстве.
Художники, живописцы обладают часто непостижимой для остальных людей способностью в статическом изображении отразить длительный процесс, а то и целую эпоху. Это в полной мере относится к картине Якова Зиновьевича Корсунского «На Волге». Здесь запечатлен волжский пейзаж. Судя по крутизне склона, мы находимся на западном берегу Волги. И смотрим над зацепившейся за склон старинной церковью на простор реки, на могучие суда. На убегающие в заволжскую даль деревни и степи. А на горизонте громоздятся облака …
Приволжские леса. Сбегающая к реке тропинка. Древняя церквушка. Деревья по соседству – младенцы по сравнению с ней. Сколько она здесь стоит? Кого повидала? Кого здесь благословляли, на какие дела? Может ушкуйники заходил перед походом на Итиль, а может и в 1812-м кто-то побывал здесь перед Бородинским сражением. Современные суда на Волге. Белый теплоход, судя по виду, сухогруз, идет вверх по течению. Наверное, в Кострому или в Ярославль. А другой – вниз. Может быть в Саратов, а может, до самой Астрахани. И заволжский простор до самого горизонта…
Церквушка вносит в пейзажный сюжет Историю – она явно далёких времен, по крайней мере, по стилистике, времён 15 века, когда ресурсов на каменные церкви было мало и строились небольшие храмы часовенного типа в местах, где леса было много.
XIV-XVвек. Русь лишь Великое Княжество Московское, и находится в вассальной зависимости от Золотой Орды. Нам еще только предстоит стать Россией. Придет время и будет Куликово Поле, где благословленный Сергием Радонежским Дмитрий Донской одержит первую победу над Золотой Ордой. Будет Стояние на реке Угре.
Кстати, первые построения Сергия были именно деревянными, рубленными собственными руками – почти скиты, именно такие, какие показаны в картине.
Потом будет Казань и Астрахань. Москва обретет Патриарший Престол. По Чусовой устремятся ватаги Ермака. Русь устремится на Восток: на Урал, в Сибирь, к Тихому Океану, чтобы стать Россией. Задымят на Урале демидовские заводы. Через Волгу перепрыгнут мосты, протянется нить «чугунки». По Волге пойдут сначала колесные, затем винтовые пароходы и теплоходы. Пассажирские и грузовые. Не будет этот путь безоблачным. Сколько наших людей погибнет в боях, надорвется на тяжелых работах. Впереди холод и голод. Пугачевщина, смута Гражданской войны. Ад и триумф Сталинграда. Мы всё пройдем и явим миру чудо называемое Россией. А пока мы затаились в лесном междуречье Оки и Волги. Копим силы, укрепляемся в Вере и присматриваемся к восточному берегу Волги, чтобы благословясь устремиться в будущее.
Хорош композиционный прием – современность, воплощённая в корабле, идёт навстречу часовне, подчеркивая возвращение индустриальной России к духовным истокам, традиции, от которой не уйти. Причем Часовня на переднем плане не как перспектива, а как данность, как основа. То есть корабль не уходит вдаль, к будущему, он возвращается к основам, притом оставаясь современностью, воплощенной в корабле.
Это подтверждает наши предположения по поводу замысла картины. Отразить шестисотлетний путь нашей Родины, подчеркнув значение Православной Веры. Только художник, написавший картину в 1982-м, скорее всего, пошел навстречу господствовавшей тогда атеистической идеологии и уменьшил акцент на вере.
Подчеркивает идею тональная игра: корабль как бы несёт свет, на самом деле – он является скорее отражением излученного света, идущего из недр – свет не нисходящий, а восходящий, что показано вертикальным соотнесением маковки часовни и светлого неба над ней. Этот эффект создан мастерски, что говорит о том, что часовня (от слова «час») – маленький храм для небольшой молитвы, становится вечностью.
Теги: «На Волге», Корсунский, Болдырев