1.
Взяться за написание великих сакральных изваяний – всё равно, что войти в них и пройти инициацию. Во всяком случае, это было тогда, когда Стоунхендж был вписан в мировую систему солярных центров, включающую, кстати, наш Аркаим, поэтому по силе картине можно судить о силе посвящения автора.
Вообще изобразить сакральный шедевр без видимого сюжета – дело рискованное, можно встретить сомнение: а стоиn ли, если есть фотографии? Но это и есть искушение для преодоления, которые выбрал сам автор - ведь создать сюжетную драматическую вещь на внешне бессюжетном пространстве чрезвычайно сложно. Нет ни древних жрецов-кельтов-солнцепоклонников, нет ни современных зевак – Стоунхендж выведен за пределы всех контекстов и встал один на один с Солнцем.
Якивец предложил этот сильный ход. Он создал сюжет с главным действующим лицом для Стоунхенджа – Солнцем. Сложнейшая задача – сделать из орнаментального фонового явления, каковым является солнце в огромном количестве картин, центром сюжета и его главным действующим лицом – что идёт за замыслом самого Стоунхенджа и что для художника является задачей неимоверно сложной!
2.
Субъектность Солнца подчёркивается лаконично, но твёрдо: зеленый оттенок, брошенный на Солнце, сразу придет ему динамику в отличие от твердо стоящих монолитов, плотнящих тот же зелёный – но в виде травы. Обратим внимание, что монолиты (во главе с самым высоким, «увлекающим» всех за Солнцем) делают наклон в сторону Солнца, создавая эффект живого влечения к Солнцу.
Субъектность Сакрального подчеркивается ещё отсутствием размерного контраста: нет ни фигуры человечка, который бы подчеркивал огромность Строения, несмотря на то что именно это поражает простой взгляд современников. Якивец ушёл от просящегося эпатажа – сыграть на контрасте размеров, - дав другой смысл: Стоунхендж - живой и до сих пор живущий организм.
Это очень мощно.
Убрав все детали – дорогу рядом, упавшие от времени части-мегалиты, рощицу неподалёку, Якивец добился эффекта полной сгруппированности Стоунхенджа, подчеркнув его не только живость, но и личностность. Поэтому сам Стоунхендж в его картине становится кельтским жрецом, до сих пор зовущим Солнце в свой круг, как это было четыре тысячи лет назад. Ведь Стоунхендж – это Дом Солнца, в который сзывались люди, поприветствовать его. В картине Якивца Стоунхендж сам восстанавливает эту традицию.
3.
Кельтский солярный центр в Англии, который находится в долине Солсбери, несомненно, одно из примечательных мест в мире, которое обладает до сих пор важнейших качеством - достоверностью: он до сих пор стоит в долине, поражая воображение. Поэтому эту достоверность развернуть в аутентичный сюжет – дело большого мастера. Якивцу удалось лаконичными художественными средствами заставить Стоунхендж жить. Это важно еще потому, что художественными средствами преодолеть инерцию камня, который всегда воплощал мертвенность, косность, пассивность, тяжеловесность, и заставить камень устремиться к Солнцу, вызволяя всё живое из мира тьмы, – выполнена.
Теги: Перевозчиков, Стоунхендж, Якивец.