Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

В динамических традициях Дейнеки

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Эстетический анализ и экспертиза

Поиски формы выражения героики труда составляли значительную часть поисков художников советского промарта. Не секрет, что изобразить героику однообразного, когда в массовом сознании героика это прорыв, а не дисциплина, борьба героя с врагами, а не с собственной ленью, разрушение противника, а не постепенное, почти незаметное, созидание - задача во многом неразрешимая.

Действительно, в контексте изображения взрыва и падающего, героически гибнущего, насмерть солдата изобразить героическую работу инженера, склонённого в тишине над чертежами, было невероятно трудно. Как изобразить внутренний прорыв инженерной мысли к решению, над которым ломали голову сотни человек? Как это подать в изображении? Как подают в комиксах Архимеда, который выскакивал из ванной с криками «Эврика!»? Заметим, что гениальное открытие Архимеда не имеет до сих пор героической картины. Сплошь комические, тысячи вариаций на тему ванной, в которую погрузился нагой Архимед, и в которой сделал своё открытие. Ну какая тут героика? Даже известная картина Матейко о Копернике с распахнутыми от удивления руками, не вызывает приступа уважения к Копернику нему, а скорее, вызывает умиление, мягко говоря, не приближающее к пониманию героичности труда учёного.

Одна из причин сложностей в изображении и героического в «мирных» профессиях - сформированные эстетические штампы. Поэтому создать трудовые героические вещи в контексте привычного батального сюжета с огнём и смертью было крайне сложно. 

Но художники искали. И находили. 

Один из приёмов – стилистический диалог с предшественником, который создал образец, породивший традицию. 

Переда нами картина уральского мастера промарта Ткачева из серии о Магнитке. Полотно построено на динамических принципах знаменитого Александра Дейнеки, автора одного из самых знаменитых отечественных полотен прошлого века – «Оборона Петрограда», написанного в 1927 году.  

Полотно Ткачева имеет композиционное деление на статическую фоновую часть, изображающую завод, и динамическую – идущих на переднем плане рабочих. Полное совпадение с композицией Дейнеки с разницей только в том, что у Дейнеки в свинцовых тонах, откуда идут раненные, подан мир угрозы, а у Ткачева - мир труда как мир трудностей, в которые они идут и которые подлежат преодолению: фигуры на переднем плане – малы и почти сдуваемы ветром на фоне огромного мощного завода, выступающего как грозный монолит, как воинский бастион, окутанный клубами дыма. Окружающий мир построен у Ткачева по форме батальной картины, чтобы подчеркнуть почти боевую задачу, которые решают рабочие.  

Заметим, что Дейнека в своей картине не пользовался чисто батальными техниками для изображения героического: это те же рабочие, которые взяли оружие. Но как изобразить их героизм в почти бытовой обстановке? 

Решение Дейнеки, которым восхищались многие искусствоведы, заключается в построении динамического контраста: в ответ на монолит свинцовой угрозы он «отвечает» монолитом рядов пролетариата: фигуры изображены в едином стиле, у них единый шаг, а на фоне сгорбленных, задавленных войной раненых, они перелицуют печальную трагическую часть картины суровым оптимизмом жертвенности.   

У Ткачева нет жертвенности в фигурах, но монолитная громада завода говорит о том, что он не игрушка, его надо завоевать, чтобы он стал своим, что каждый рабочий день – это выход на фронт. Поэтому они идут вперед под натиском ветра в пасмурную, свинцовую быль. 

В любой ссылке на оригинал всегда важно найти отличие приемов. Ткачев не делал стилистической копии, был взят приём, но интересно то, что у него своя трактовка единства рядов рабочих. А трактовка оригинальна. Завод изображен как суровый монолит, но композиционное решение, состоящее из охватывающего соединения двух составов поездов, сложенных в вектор, направленный внутрь Завода, имеет объединяющее группу рабочих значение. Если у Дейнеки единство подчеркивалось мерным шагом и ровными штыками, то здесь эту роль играет композиционно сдвоенные поезда. И в этом визуальном контексте мирная пестрая группа рабочих обретает динамическое единство. И что важно – не простое, а устремленное в перспективу.

Ткачев не только берет традиции на вооружение, но и развивает её: рабочие не только едины, но и устремлены. Причём не просто в будущее, но в Верх, которым композиционно является именно Завод, к героическим Свершениям, которые возможны именно там!

Очень интересный приём.

Если вернуться к вопросу изображения героического, то всегда будет вопрос – как? Сам художник находится в тех же тисках: как изобразить героизм труда художника? Конечно, сама жизнь иногда подсказывает сюжеты. Та же история написания «Обороны Петрограда»: картина написана в крохотной коммуналке на чемодане вместо мольберта с куском хлеба вместо обеда человеком, несколько недель погруженным в своё творение (Долгополов И., Мастера, новеллы о художниках, М. 1981 с. 456). А если не подсказывает? Ведь нет ни одного творения художников о героичности своего труда. О счастливой судьбе художника есть, о героической нет.

А надо бы.   

Однако порадуемся, что о героической судьбе рабочего много сказано. Картина Ткачева – одна из них. И она должна напомнить рабочему классу о его миссии – победы над Грозными Титанами, скроенными из железа и бетона – потому что именно они «заводят» Завод, заставляя его работать. А значит - жить. Они совместно оживляют Титанов как коллективный волшебный класс. Они - витальная сила индустрии, они её творцы и вершители. Они – люди боевого Труда.  

ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру