С. Федосеев
|
|
Во всяком случае, нужно отметить критическую стилистику вещей – как подаётся критическое отношение.
Первое, что бросается в глаза, количество цвета сужено до предела – всего два: серо-охристое и чёрное. Практически нет света – только пятна, будто протертые через грязное стекло. Такое ощущение, что картину не писали, а расчищали от грязного налёта на поверхность. На обеих вещах явно рабочий день, поскольку все трубы работают, даже малые. Сразу формируется настроение вечного сумрака. Монотонность цвета сразу заявляет о монотонности и однообразности труда, что всегда выводило на представление о его бессмысленности. В этом отношении почти прямая подсказка в вещи с пакгаузами: использованный приём обратной перспективы даёт панораму и ощущение вертикального движения. И действительно от основания картины, где стоят рабочие, идёт железная дорога в пакгаузы (или цеха), которые выходят на трубы, составляя почти прямую линию, и заканчиваются дымом из трубы – то есть путь заканчивается дымом из трубы. Как по поговорке – «уходит в трубу» – значит по результатам сделано бессмысленное действие.
В обеих вещах замкнутое унылое пространство, которое создают горные хребты. Горы – лысые, на них нет ни деревьев, ни зелени. Надо сказать, если вспомнить Карабаш, вполне натуралистично изображено. Вообще отсутствие зелёного покрова создаёт сильно пессимистическое настроение от выморочности пейзажа, здесь «лысина» подчёркнута даже некоторым глянцем. Даже те деревья, которые есть на территории, «клубятся», а не растут – они похожи, скорее, на клубы дыма чёрного цвета, чем на деревья. Застывшая плоскость речки сразу напоминает что-то неживое.
Есть другие мнения об этих картинах. Николай Иванович Гарус златоустовский график и на картинах – Златоустовский металлургический. Но некоторые, стараясь отвести подозрение в критицизме, намекают, что он следовал традициям златоустовской гравюры с её золотисто-охристой тональности и травлением, дающим чёрный цвет. Даже если так, композиционное решение не обманешь – оно очевидно. В конце концов, не вижу смысла отрицать необходимость критического промарта. Проблемы были, есть и остались. Та же экология. Чего скрывать – решать надо. И Гарус об этом напоминает. Дань восхищения хорошо, главное, чтобы не обратилось в пресыщение и беспамятство.
С детства у меня, едущего на поезде, а это как раз вид от холма над вагонами, панорама завода, утробно живущего внизу, вызывало смешанное чувство – глубокого, уважительного страха перед огромностью и мощью завода, и неприязнью, потому что котловина всегда и вся была заполонена дымом и сажей. Но я видел его и в девяностые, когда он напоминал мёртвого мастодонта – еле дышал, ни дыма, ни сажи, и умирал вместе с городом. После этого я для себя решил, лучше жизнь, чем смерть.
Но переводить завод на новые «чистые» технологии, несомненно, надо, что, кстати, сейчас и происходит.
Вещи Гаруса нужны, чтобы понимать, что не всегда всё было удивительно и торжественно. Был и «полёт в трубу».
|
|
ЗИМНИЙ СУХАНОВ
Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.
НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ
Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.
НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ
Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.
ХРАМОВАЯ СЕРИЯ
Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.
СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!
Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!
СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ
Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!
КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ
Тем – кому нужно помнить…
Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»
Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?
Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»
Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.
Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»
Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.
Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»
Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!
БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ
Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.
ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM Авторская серия
Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии
промарт Галереи – нашим промышленникам серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ
Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
|
Фотохроника
Лица и краски
Люди и титулы
Вдохновись искусством природы!
Изучи натуру
|