У каждого мастера свой приём. Приём раскрывает тему. Меня завораживает картина Новиченко «Орский комбинат», написанная в советское время. И я долго искал, почему. Внешне вещь неброская, ней нет понятного композиционного эффекта, какие есть в других картинах Новиченко. Но ощущение, что картина работает на «высоких оборотах», было всегда.
Причём если окинуть взглядом ряд его картин, то возникнет впечатление мрачности, тяжести индустриальной фактуры. Но при этом картины его удивительно оптимистичны. Как это происходит?
Вообще есть разные оптимизмы: один, коротко говоря, объяснимый, другой необъяснимый, беспричинный, его еще называются животным. Так вот Новиченко бьется над сознанием именно понятного и объяснимого, обоснованного оптимизма.
Это значит на первом этапе нельзя скрывать реальности. Индустрия в её самых мощных созданиях, а Орский комбинат как раз из этого ряда, это не парк развлечений, расцвеченный воздушными шарами – это реальность, тяжкая, местами грубая, неподъёмная. Даже если посмотреть на композицию картины, одно основания титанических труб, на фоне которых вагоны малы и игрушечны, показывают многотонные циклопические объекты.
Но вот и возникает странное ощущение: циклопическое не вызывает страха, а вызывает ощущения титанической жизни. Как это достигается?
Это достигается цветом.
Центр картины, где основание труб и куда входят вагоны, имеет удивительное сочетание очень знакомого цвета: его нельзя назвать коричневым, его нельзя назвать бордовым, охристым, красным, кирпичным – в нём все цвета совмещены так, что создаётся удивительное сочетание, напоминающее цвет лампы накаливания с энергией, идущей изнутри. Очень знакомый цвет. И вот этот цвет Новиченко сумел перенести на холст, создавая уникальный эффект – через символизацию цвета придти к символизации объекта как живого титана, потому что цвет энергии, напряжения, перенесенный на огромный объект, создает впечатление титанического напряжения, которое, несомненно, вырабатывает титаническое.
Цвет лампы накаливания распространяется на всю картину, подчёркивая осмысленный накал работы гиганта. Именно этот эффект и вызывает оптимизм. Ведь гигантизм, связанный с тяжестью и давлением, всегда воспринимался как нечто угрожающее, но когда становится понятно, что это работает как организм и напряжение нужно не для угрозы, а для гигантской работы, то возникает приязнь. Ведь это не только цвет лампы накаливания, но и цвет напряжённых от усилия жил, по которым усиленно пульсирует кровь. Именно так и создаётся ощущение присутствия и работы живого титана – понятного и организованного.
И это вызывает понятный оптимизм.
Новиченко – мастер индустриального титанизма. Он весь свой творческий путь искал не только композиционные формы подачи достижений великой эпохи, но и вникал в изобразительные детали этого титанизма. Передать через цвет напряжение усилий всего индустриального гиганта – результат многих поисков.
Чаще художники тяжесть труда и оптимизм преодоления изображали через людей – их лица, руки, контуры фигур, - и это верно, но когда стоит задача обобщения – ищутся не только оригинальные, но и эффективные, успешные приёмы обобщения. И они найдены, что несомненно вводит Новиченко в классику отечественного промарта.