Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

СОЦРЕАЛИЗМ И (ИЛИ?) ПРОМАРТ?

Печать

Автор: Магнитов С.Н. Категория: Новиченко

Споры о социалистическом реализме и его судьбе до сих пор не угасли, хотя этот спор перешёл в русло истории вопроса. Спор идёт в рамках дилеммы «был ли он или это выдумка».

Мы же хотим поставить вопрос: остался ли соцреализм в каких-то явлениях искусства сегодня? То есть осовременить оживить вопрос о соцреализме – может быть, он остался в каких-то частях, деталях? 

Второй вопрос:  а как квалифицировать художественные явления прошлого сейчас, если соцреализма официально нет? Ведь возникает негативный эффект: если нет эстетики, то и произведения, написанные в её рамках «вянут», уцениваются, слабеют, ощущаются немощными. Не последнюю роль играет поражение самой эстетики соцреализма в идеологической борьбе. 

Возьмём картину "В цехе". На переднем плане огромный крановый механизм, на фоне которого очертания цеха. Композиционный центр из подъемного кранного механизма, причем самого крана не видно – это что за предмет, что за формат искусства?  

Попробуем по порядку.

Социалистический реализм – это эстетика коллективной победы, коллективного оптимизма, коллективного труда, показанный не как чудо, а как рукотворное, народное действие. Слово «социум» - общий, коллективный, «реализм» - неотвлечённый. материальный, проще говоря, сделанный руками, рукотворный.   

Что точно можно определить как завоевание соцреализма – это введение в искусство темы труда и простого труженика. Это важно, поскольку простой, тяжелый, чёрный, труд эстетическим до этого не считался. Эстетическим считались темы «высокие» - личного полководческого героизма в битве, салонных изображений титульных лиц, красивые пейзажи, мифические герои и проч. Высокие темы исключали «низкий» труд. Да и вообще понятие красоты и, например, шахтёр с чёрным лицом исключали друг друга. 

Соцреализм доказал, что предмет и тема есть и они имеют право на существование и понятие героический труд – не нонсенс.  И это может быть предметом эстетического окормления, в нём есть своя красота: и у завода, и у шахты, и у тяжелого крана.   

Вторая часть достижения заключалась в том, что тяжелый труд – это счастливое состояние человека, а не рабство, как считалось, например, в натурализме, который у нас назывался критическим реализмом. Апофеозом такого подхода были репинские «Бурлаки на Волге» (18..), где тяжелый труд изображался как мучение и убийство.  

Так вот несомненно, что соцреализм выдвинул эти идеи и дал великолепные образцы. Более того, эти идеи актуальны до сих пор и они есть как факт сегодня.

Но есть но.

Не всё созданное в рамках соцреализма подходит под эту классификацию.

Во-первых, не все изображено победительно, не все оптимистично, не все коллективно.

Вот и предложенную картину трудно приписать соцреализму. Изображается огромность механизма, опасность, его чёрная жуть – что-то вроде дамоклова меча, висящего над крохотными фигурками людей. Созданное руками человека показывается уже с угрожающей, проблемной, конфликтной, опасной стороны. Не случайно показана огромная утильная емкость, куда сваливается металл и куда может попасть и сам человек. Символизм очевиден. То есть промышленность – это тяжело, это огромно, это мир опасностей, конфликтов, не только побед, но и поражений.

Именно эти проблемы может вместить промарт. 

Промарт – искусство о труде, производстве как целостном явлении – и положительном, оптимистическом и опасном. Здесь не только подвиг, но и обыденность, где мощь и гигантизм может стать угрозой. В СССР никто в рамках официоза не изобразил сгоревшего водителя бензовоза или задавленного породами мёртвого шахтёра. А промарт может и должен. 

Именно промарт сейчас, вмещая элемент соцреализма, должен стать основой художественного эстетического воспитания, поскольку сейчас актуальнее помочь человеку в тяжести труда через погружение в эту тяжесть, а не стремление от него уйти. Образ победы - да, но и образ тяжкого процесса – со всеми проблемами и задачами мобилизации человека на труд – становиться предметом промарта. Это позволяет нам сохранить традицию соцреализма во включении его в широкий формат промарта.  

 

Теги: соцреализм, промарт, гигантизм.
ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру