Мы привыкли к выработанным карьерам. Для нас, уральцев, карьер, как правило, ассоциируется с местом для купания. Благо выработанных и заполненных водой карьеров в окрестностях хватает. Мы, естественно, понимаем, что эти ямы в скальном грунте вырезаны не для того, чтобы горожанам было где купаться. Но в обыденном сознании окруженное лесом место отдыха слабо ассоцируется с экскаваторами, самосвалами и прочими атрибутами горно-добываюшей промышленности. Поэтому, наверное, невольно захватывает дух, когда подходишь к картине Валентина Новиченко «В Гайском карьере».
Во-первых, размах работ. Гигантская техника, рядом с которой обычный бульдозер выглядит как игрушечный. Сам бульдозер смотрится малюткой, так велик карьер. Люди вообще выглядят муравьями. Очевидно, что работа проделана огромная. Вынута и перемещена просто гора породы.
Во-вторых, динамика. Видно, что экскаваторы интенсивно работают, а самосвалы выстроились в очередь.
В-третьих, просто высота. Уступ на переднем плане подчеркивает её. Не дай бог оступиться! Художник явно рисковал, стоя так близко к краю.
Чем же знаменит Гайский карьер? Оказывается, это второе по производительности в России месторождение медной руды. Не исключено, что в компьютере, за которым рождается эта статья, есть и гайская медь. Однако медный колчедан находился достаточно глубоко под слоем пустой породы, которую нужно было убрать. Так появился карьер, а вместе с ним – сопутствующий продукт, диабазовый щебень, который, кстати, является одним из лучших в России.
В общем, если художник хотел показать размах советской горнодобывающей промышленности. Показать, на какие гигантские свершения способны советские люди, ему это удалось.
Меня, как имеющего отношение к автомобильной промышленности, заинтересовали машины, изображенные на картине. Художники не всегда бывают точны в изображении технических подробностей, но двухосный самосвал со специфического вида кабиной, раза в четыре больше стоящего рядом бульдозера не выглядел абстрактным. Немного покопавшись в Интернете, я выяснил, что это карьерный самосвал МАЗ-525. В силу специфики назначения он почти не появлялся на дорогах общего пользования и широкой публике мало запомнился. Однако работал практически на всех крупных стройках СССР в 1950-60-е годы. Он стал первым БелАЗом, когда его производство передали на Белорусский автозавод. И родоначальником этого знаменитого семейства большегрузов.
[1] К сожалению, эти самосвалы практически не сохранились. Увидеть его можно только на постаменте у Красноярской ГЭС, фотографиях советских времен, и, как оказалось, на картине Валентина Новиченко.
Экскаватор, тоже, кстати, узнаваем. Это явно какая-то модификация ЭКГ-5. Еще одного «тяжеловеса» советского машиностроения.
Но годы не прошли даром. Карьер сейчас выглядит совсем не так. Там, где ходили самосвалы, плещется вода. Не уверен насчет любителей купаться, однако, по всей видимости, судьба карьеров одинакова везде. Они превращаются в озера.
Возможно, я ошибаюсь, но похоже, что уступ справа от центра фотографии как раз тот, с которого смотрел вниз Валентин Новиченко. Как раз под ним проходит дорога, по которой самосвалы вывозили породу.
Теги: Новиченко, живопись, «В Гайском карьере», Болдырев