Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Черкасов |
Глядя на картину Н.Черкасова, выдержанную в духе космической стилистики, но которую он назвал просто «Каркас», ловишь себя на мысли, что автор запечатлел факт внеземного вторжения на планету Земля.
Действительно, после визита в Челябинск космического пришельца в феврале 2013 года, удивляться изображению Челябинского художника не приходится. Несмотря на дату создания картины – 1987 г. Значит предвидел. Предположение, что стал основателем нового направления в искусстве – «УФО-арт», может выглядеть на этом фоне вполне логичным.
Вполне возможно, что это географическое место давно приглянулось внеземным цивилизациям, и они регулярно посещают Южный Урал. Залетают проведать землян или передохнуть от длительного межпланетного путешествия, дозаправиться или подремонтироваться. Не исключено, что именно над этим местом Земли пролегает глобальная межгалактическая трасса, на которой иногда случаются аварии.
Судите сами. Нечто, очень напоминающее летающую тарелку, занимает центральное место картины. Геометрически правильная эллипсоидная форма. Борта летательного аппарата пропорционально расчерчены на прямоугольники – защитные панели обшивки летательного аппарата.
Космолёт пришельцев совершил очень «жёсткую», скорей всего вынужденную посадку. Вся нижняя половина «летающей тарелки» зарыта в землю. Мы не видим всей конструкции, но её размеры впечатляют. Люди, находящиеся на верхней кромке аппарата, кажутся маленькими муравьями. Конструкция полностью не вошла в размеры картины, что увеличивает представление о её внушительном размере.
Естественно, что этот «визит» в 1987 году был мгновенно засекречен военными. Партия и правительство поставили важнейшую государственную задачу: изучить внеземной летательный аппарат и использовать инопланетные технологии для нужд обороны и народного хозяйства страны. Учёные принялись за дело.
Но, поскольку транспортировка «тарелки» оказалась невозможной, было принято решение построить Центр изучения прямо на месте её приземления. И работа закипела.
Строительство, вообще непростое дело, а в таких нестандартных условиях – искусство. Стройные ряды колонн окружили внеземной объект, стали надёжными опорами для несущих балок и перекрытий. На заднем плане картины мы видим собранную коробку здания – будущего корпуса для инженеров и учёных. Оно пока ещё смотрит на мир и странный объект у своего основания «слепыми» глазницами оконных проёмов. Но его устремлённость вверх и железобетонная мощь вселяют уверенность в будущем успехе. Здание будто бы стремится вверх за пределы картины, за пределы видимого, разумного, олицетворяя стремление землян заглянуть за границы познанного.
На самой площадке активно работает строительная техника. Подъёмные краны работают во всех направлениях. Их стрелы, словно стрелки часов, устремлены вверх и показывают на невидимом циферблате жизни планеты Земля, что приближается то самое время «Ч», когда должны открыться все главные секреты инопланетных технологий.
Параллельно со строительством идёт изучение самого объекта. Мы видим, как по борту корабля перемещается тяжёлый трактор. Он производит первый, самый грубый срез с поверхности летательного аппарата. Мощным крюком он срывает панели обшивки корабля. Слой за слоем. Напористо, жёстко, неотвратимо.
Рядом инженеры-строители и учёные контролируют ход выполнения работ. Пусть они ничтожно малы в сравнении с объектом изучения. Масштаб задачи задаёт степень ответственности и рабочего азарта. В их руках точнейшие измерительные инструменты. У них всё под контролем. Работа идёт по плану и сбоев не будет. Задача будет выполнена в срок.
В этой версии смущает только одно – как так получилось, что один из кранов был помещён в самый центр объекта. Он словно бы находится в окружении этой конструкции, словно бы попал к ней в плен. И не понятно, как из этого плена он будет выбираться. Это несуразное впечатление ломает всю предыдущую стройную версию инопланетного вторжения, которого, в действительности, не было.
Космическая стилистика – попытка автора говорить с молодежью напрямую. Молодых зрителей 21 века, не видевших и не знавших масштабных промышленных строек века 20-го часто не поражают размеры и сложность происходящего. Не поражает уже мощь человеческого замысла и сила его воплощения. Для многих – это уже достигнутое.
А космос всё равно – впереди, всё равно тайна, постигнуть которую будет нелегко. Молодое поколение, живущее в мире микро и нано-частиц, малых величин и коротких отношений имеет уникальную возможность увидеть в картине «Каркас» масштабы достижений своих предшественников.
Н и не только. Черкасов как мастер применяет космическую стилистику, чтобы подчеркнуть именно космичность земных объектов. Создав космические аллюзии, он доказывает молодым – что Космос начинается на Земле.
Теги: Перевозчиков, Галерея, «Каркас».