Картина Николая Черкасова «Реконструкция ЧТЗ» написана явно не с натуры, а к 50-летнему юбилею ЧТЗ. На это указывает и определенная абстрактность изображенного, и надпись на ленте в правом верхнем углу. Известно, что реконструкция на Челябинском Тракторном проходила в начале 1970-х. То есть на десять лет раньше. Картина выполнена черно-белой; четкими, констрастными линиями. Я не удивлюсь, если планировалось использовать её как основу для панно во дворце культуры ЧТЗ, в тресте Челябтракторострой – генеральном подрядчике реконструкции или в другом каком-то общественном здании.
В центре композиции находится башенный кран. Различные краны продолжают ряд. Почему кран, а не трактор, ведь завод - тракторный? Здесь нужно сделать небольшое отступление. Основой массового машиностроения в СССР был конвейер. Именно он позволял производить много техники при относительно малой себестоимости и позволял обходиться относительно малой квалификацией рабочих. Однако этот метод имеет серьезнейший недостаток. Небольшие изменения конструкции еще проходят. А вот новую модель часто запустить не получается. Так было, например на Уральском автозаводе. С УралЗиС-5 на Урал-355 перешли в общем безболезненно, а для перехода на Урал-375 потребовалась перестройка завода. Как образно высказался очевидец происходившего: «По конвейеру прошлись бульдозером». Примерно также происходил на ЧТЗ переход с трактора Т-100 на Т-130, который представлял собой качественно новую машину. Попутно предполагалось улучшить бытовые и рабочие условия работников завода, построив дополнительные вспомогательные и бытовые помещения. Вот почему башенный кран в центре и краны в перспективе отчетливо дают понять, что основу реконструкции составляла именно стройка.
И действительно. Были построены десятки новых цехов, спроектировано и изготовлено свыше 30 тыс. единиц технологического оборудования, установлено более 3100 станков, 150 прессов, 20 автоматических линий, 18 тысяч единиц нестандартного оборудования. Прежнее производство при этом не снижало темпов. Фактически был возведен новый завод. Именно показать масштаб проделанной работы и призвана картина Николая Черкасова.
В сопоставлении с размером самосвалов и экскаваторов котлован просто огромный и больше похожна карьер какого-нибудь рудного местрождения. Для цеха он явно велик. Однако котлован под цех мал, чтобы показать масштаб работы. А цепь котлованов мало что скажет зрителю и создаст эффект «мелочности». Отсюда размер котлована.
Картину пересекает ряд цеховых пролетов. Показаны только фасадные части. На реальной стройке фасады возводят вместе со стенами. Однако стены закроют перспективу цехов и не дадут проявится эфффекту триумфальной арки, который создают фермы перекрытий. Фигуры строителей, монтирующих плиту, ожтвляют картину, создают эффект динамики, работы, движения.
Таких широких проспектов, как на картине производственная архитектура не допускает. Как из соображений рацинального использования земли, так и из соображений технологической транспортировки. Однако давайте взглянем на этот проспект с точки зрения композиции картины. Полукольцо котлована какбы обнимает нас, увлекает под триумфальные арки цеховых пролетов, и мимо строящихся цехов направляет в преспективу. Подобный прием использован при строительстве площади Святого Петра в Риме. Там полукольца, обрамляющие площадь, переходят в прямые, устремленные к сердцу католического мира – Собору Святого Петра.
Работая над картиной, Николай Черкасов явно не ставил задачу точно воспроизвести процесс работ. Но показать размах, масштаб стройки. Показать устремленность в будущее. И это ему удалось.
Теги: Черкасов, живопись, «Реконструкция ЧТЗ», Болдырев