Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Черкасов |
Известно, что Черкасов не учился художественному мастерству, но мастером стал и весьма необычным, потому что иногда прибегал к оригинальным методам выражения художественной мысли. К примеру, изображению не человека, не панорамы, а отвлечённой мысли, вроде субстанции труда.
Действительно, как изобразить не просто работающего человека, а труд как таковой? Как изобразить абстракцию – вопрос не праздный, над ним бился весь авангард 20 века.
Черкасов предложил свой вариант – с помощью композиционных методов.
В картине «Заправка ковша» 1955 года формально нет центральной фигуры или центрального объекта (во всяком случае, по форме). Ни ковшевой, ни ковш таковыми не изображены. Значит то, что мы видим, не является «центром» производственного процесса. Заправка ковша – не более чем одна их многих производственных операций, составляющая сложного металлургического дела.
На первый взгляд, художник будто бы предлагает нам заглянуть в доменный цех, где на одном из рабочих постов идёт обычный производственный процесс. Но это только на взгляд человека, который никогда на реальном производстве не был и реального цеха не видел.
В реальности картина совершенно иная. Взгляду открывается огромное производственное пространство, доменное оборудование, люди, производственные приспособления. Вся эта «пёстрая картинка» реального металлургического производства выведена за рамки произведения в прямом и переносном смысле. Автор сознательно убирает всё лишнее, чтобы показать труд металлурга.
Пространство картины заполнено едва ли на две трети. Мы видим пост заправки ковшей, сам ковш и ковшевого, выполняющего операцию при помощи нехитрого инструмента.
Квадраты массивного бетонного пола, уходящие в перспективу, и контуры следующего, ждущего своей очереди разливочного ковша, задают масштаб происходящего. Автор показывает не одну производственную операцию, а звено огромной производственной цепи. Зритель сам может задать масштаб происходящего – от цеха, где трудится рабочий, до всего народно-хозяйственного комплекса страны, куда «вливается» произведённый металл.
Примечательно, что сам рабочий изображён со спины. Автор не показывает нам его лица. В картине нет мимических подсказок и ориентиров. Нет бравого сталевара или измождённого работяги. Есть коренастая фигура со спины (!) рабочего, уверенно стоящего на своём трудовом посту на широко расставленных ногах.
В самой его позе выражено максимально достаточное усилие для выполнения производственной операции. Такая достаточность вырабатывается годами практики и называется профессионализмом. Это результат многократного практического применения знаний, которые сначала стали навыком, а с течением времени – опытом. В этом профессионализме сложено всё, и первые неумелые шаги, и советы наставников, и горечь неудач, и радость достижений. Мы видим на картине Мастера с большой профессиональной буквы, чьё мастерство является гарантией успеха всего производства, а в более крупном масштабе, успеха всей экономики страны.
Ведь всё, даже самое большое сложено из множества малых величин и процессов. Так и с ковшом. Как заправишь сливной носок ковша, так метал и пойдёт. От этой вроде бы не хитрой операции зависит не только производственный результат, но и безопасность рабочих. Ведь любой разлив расплавленного металла чреват не только производственными потерями, но и производственными травмами.
Поэтому допускают заправлять ковш не каждого ковшевого, а только рабочего третьего разряда или четвёртого – высшего в этой специальности. Высокий разряд подтверждает знание всего технологического процесса разливки металла, устройство и принципы работы ковшей и их ходовых частей. Кроме того, ковшевой высокого разряда обязан знать, как влияет качество подготовки ковшей на качество произведённого металла, вплоть до значения температуры металла для разливки. Ну и правила техники безопасности, конечно.
Автор запечатлел весь этот набор профессиональных требований, физической силы и моральных качеств в фигуре ковшевого. Ценность этой картины заключается в созданном автором символе профессионального труда металлурга. Отвлечённость от личного, индивидуально-человеческого позволило Черкасову добиться высокого уровня художественного обобщения. Средствами изобразительного искусства создать сложный, глубокий образ человека-труженика, человека-созидателя и труда как такового. Труда как основы жизни человека, как начала, процесса и завершения всего человеческого. Труда, которым во все времена славился человек, в котором руки Мастера всегда называют «золотыми». Труда, бесконечность которого символически изображена в центре картины поворотным ручным колесом разливочного ковша.
Теги: Перевозчиков, Галерея, Заправка ковша.