Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Черкасов |
В советские времена рабочая профессия была в почёте. Но художники изображали не столько рабочего, сколько строителя Большой Страны, и назвалось это строитель коммунизма.
Несмотря на то, что идеология ушла, картина нам напоминает, как научиться видеть в изображении символ. Именно символ стремилась изобразить советская художественная школа, особенно там, где не требовалось портретного сходства и не требовалась копийность изображения. То есть советские художники в первую очередь стремились изобразить обобщение. Само название картины челябинского художника Черкасова и отсутствие имени у сталевара говорит о том, что это изображался обобщенный человек. Это характерно именно для сталинского времени – а картина создана в 1951 году, - когда стремление изобразить индивидуальный черты рабочего не были характерны, а напротив было стремление к монументальности и подчеркиванию миссии рабочего – для этого сюжет картины был максимально приближен к самому производству. Поэтому можно твёрдо заявить – перед нами картина сталинского соц. реализма, который отличался в рамках социалистического реализма именно символичностью и динамизмом.
Сталевар изображен на плавке – лицо освещено светом – отблеском от пламени огня. Освещаемое лицо спокойно, на лицо замерла уверенная улыбка – это подчёркивает то, что перед нами не просто человек, который варит сталь – это сначала Хозяин Огня.
Когда мы говорим о профессии, о её названии, часто упускаем существенные детали, которые для внешнего мира незаметны. Сталевар поначалу никакого отношения к стали не имеет - это сначала Укротитель Огня, стихии, которая, не подчинившись твёрдой руке, способна смести всё вокруг и превратить в пепел. Поэтому укрощение огня напоминает поведение укротителя в клетке с тиграми. Именно это состояние – уверенная, внимательная осторожность изображена художником.
Сама фигура – полунаклон – говорит одновременно о проникновении в то, что творится в печи, и уважении к Огню. Он, хоть и хозяин, но одновременно и собрат Огню. Он понимает, что усмиренный Огонь может без твёрдой руки превратиться в стихию, которая не подчиниться слабому и спалит всё вокруг без жалости и сожаления – только радуясь вольнице и произволу. Поэтому орудие усмирения в твёрдых руках и - наготове. Он – на страже усмиренного огня – стоит на границе, разделяя их: Мир и Огонь. Этим подчеркивается и суровость, и опасность, и миссия Сталевара.
Картина «Сталевар» сделана в графической технике, в чёрно-белой, контрастной тональности. Локальность цветовой гаммы подчёркивает суровость и одновременно чистоту миссии того, кто изображён. Это позволяет Огонь изобразить не как Цвет, а как Свет, подчеркнуть мирную миссию самого Огня. Композиционное решение – снять многие лишние детали – позволяет придать фигуре сталевара обобщённый вид – победившего Огонь – продолжателя дела Прометея. Если Прометей, по мифу, только добыл огонь, за что был наказан, потому что Боги считали, что человек распорядится огнём только по злому умыслу, то Сталевар становится неким продолжателем дела Прометея, доказывая, что Огонь может стать братом человеку, создав вместе с ним невиданные богам вещи – диковинный металл по имени сталь.
Теги: Перевозчиков, Сталевар, Черкасов, Прометей.