Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Суханов |
Не разделяю увлечение многих китайскими календарями и их животным оснащением, но обрадовался, когда у меня появился повод написать о любимой картине – и вообще целой теме нашего мастера, претендующего уже на федеральный масштаб – Суханова.
Все эти животные календари говорят, о том, что в животном и птичьем мире существуют почти человеческие отношения. И некоторые черты животных носят люди. Причем в животных то, что у людей «размыто», выражено концентрировано. Поэтому и придумали для обозначения рельефного типичного качества именно животное: отсюда и пошло: тайная угроза – змея, задорность и непосредственность на грани вороватости – коза и прочее. Но от людей пошли и типы временных циклов. Все это забавно, не более, научной подоплеки тут нет, но занятно. Плюсом здесь мне видится возможность человеку перестроиться, сменить себя и образ жизни. Такая лёгкая, примитивная магия, идущая еще с тотемных времён.
А для меня повод написать о сухановских петухах.
Вообще тема петуха у Суханова выведена на особый уровень. Это – самое уважаемое животное у Суханова, потому что для него самое символическое. Очень много размышлений вызывает эта птица. Что же именно?
У Суханова нет белых петухов – все петухи в боевом раскрасе – букет самый невероятный. Известно, что раскас петуха это его «татуировки» - как в древности татуировки давали статус, значение и положение в «обществе». Так и раскас петуха – это его визитные карточки – знаки власти и намерений. У Суханова все петухи – властители и бойцы. А гордая осанка, всегда вертикальный гребень видимо вызывает у художника восхищение – такое ощущение, что он питается энергией этих мощных птиц.
Я хочу остановиться на лучшей - для меня - вещи. Лучшей, потому что с глубиной и философией. Дело в том, что проникновение в картину может раскрыть её замысел. Для этого нужно, несмотря на то, что петух занимает всё полотно, увидеть на заднем плане сверху таинственный и грозный глаз, спрятанный под луну. Это око, белое немигающее, нечеловеческое, несомненно, показывает угрозу – оно с жестоким прищуром – с помощью легкого мазка. А внизу – тоже на фоне – деревенские домики. Они под угрозой.
Внешне может показаться обычным композиционным ходом в изображении деревни. Так оно могло и быть, если бы не слишком очевидно стилизованный под белок глаз, око. Тогда фон это уже не просто ночь и темень – это тело гиганта, который нависает над селом. А так как око смотрит, но не видит, то перед нами слепая сила неведомого, страшного гиганта. И именно против этой силы стоит Петух, как боевой гигант.
Петух – от слова петь» - по главной особенности будить всех по утрам. Отметим, что народная мысль не назвала его по артикуляции «кукарек», а именно пением – подчеркнув тем самым святое значение – проснуться по требованию петуха Утром навстречу Жизни. Нет такой погоды, нет такого препятствия, чтобы петух не запел, требуя от людей жизни. Мрак, непогода, ветра, снега – ничего его не может остановить его от требования к людям восстать к жизни. То есть петухи были символом утра и жизни – несмотря ни на что. Французы после их революции галльского петуха сделали вообще национальным символом на двести лет, сменив монархическую трилистную лилию.
Картина, несомненно, тяготеет к этим обобщениям: петух явно противостоит силе слепой Тьмы, которая сгущается как угроза над селом – и он уже становится боевым символом борьбы за жизнь и свет, призывающем человека не спать и не бездельничать.
Это картина внутреннее полемизирует с сатиризацией петуха, представляющей его смешным, бестолковым, похотливым и нагловатым существом. У него петух – гигант, на которого нужно равняться мужику – и по боевитости, бескомпромиссности, чёткости, регулярности, стремлению к порядку, здоровью и жажде жизни. Ведь чувство точного времени в петухе развито фантастически: на улице может быть беспросветная тьма – а он зовет к жизни и работе. Ведь у жизни на земле не погодная, а временная логика.
Что ж, Суханов и здесь подтверждает на Урале своё первенство художника-философа.