Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Суханов |
Отправив в от ставку коммунистические идеи, мы отправили вслед за ними любые идеи. Стало считаться, что безыдейное искусство правильное, поскольку без тенденции. Поэтому эксперты бросились оценивать в первую очередь выразительные средства художника: не важно что, важно как. Но мы забыли, что идейность не только связана с идеологиями, а с идеями вообще. А что такое идеи, это просто мысли, заложенные в произведении.
Произведение без идей просто сумма выразительных средств. Но чего? Выражения чего? Могут ли выразительные средства существовать сами по себе? Скорее всего, нет.
Это значит, что без идей искусство не более чем дизайн, у которого одна задача - удовлетворить глаз, не удовлетворяя мысль.
Тогда получается, что искусство без идей теряет ценность и низводится до оформительского продукта.
Рассмотрим картину художника Суханова с изображением женщины на ярком лугу с конём. Если говорить о выразительности, то в духе импрессионизма пейзаж передаёт чувство летнего буйства цвета, радости жизни. Но фигура женщины не вызывает радости, скорее, печаль. Это сразу делает картину драматичной и возникает вопрос, который выводит нас к вопросу об идее картины - почему она печальна, если мир вокруг благоухает? Тогда само включение в идейный код картины её обогащает, делает картину ёмкой, значимой, выходящей за пределы пейзажа. Это уже картина со смыслом, дающая идейное измерение вещи. А вот само осмысление идеи увеличивает ценность вещи.
Название картины дешифрует смысл. Называет вещь «Сат плачет». Сат – славянский отголосок авестийской богини чистоты Сатьи. Сразу иначе звучит пейзаж – он становится знаком именно чистоты, потому что светло-синий цвет, цвет чистой воды всегда был символом прозрачности и чистоты.
Идеи преобразуют изображения, наполняют их смыслами и изображения становятся знаками смыслов, богатыми образами, что по отношению к выразительности добавляет ценности.
Идея, несомненно инициирует поиски. Когда картина отправляет человека к идейным источникам вдохновения художника, то она автоматически прибавляет веса, значимости. Если окажется, что картина нас увлекает в древности, то важно становится понять, а как древность сочетается с сегодняшним днем, как древние идеи живут сегодня. Актуально ли воплощение богини чистоты сегодня? Если тогда чистоты была условием выживания, то как это скажется сегодня? И окажется, что идея чистоты очень современна и тогда становится понятно, что в картине Сатья сегодняшняя – вписана в сегодня – именно поэтому она плачет, видя как далеко ушли люди в попрании древних законов экологии. Например, авестийцы, наши предки не имели право плевать на землю, сливать нечистоты в реку, рубить лес сплошняком – и проч. То есть идея экочистоты в картине проявлена драматургично и мастерски: вспомните о чистоте мира и заплачьте о нём, сделайте выводы, прекратите насиловать природу. Ведь неслучайно возникал визуальный образ богини – бросая на землю мусор – ты совершает насилие, а потому это насилие уже над женским началом земли. И авестийцы карали за эти преступления жестоко. Это объяснялось тем, что города вроде Синташты имели ограниченное пространство, засорив которое, человек начинал жить в мусоре и антисанитарии.
Именно в Сатке появляется плачущая богиня чистоты – намёт более чем прозрачный для тех, кто добывает и плавит руду, зачастую оставляя после себя руины.
Вот и получается, что обыкновенный импрессионистический пейзаж с «обнажёнкой» становится концентрированным выражением глубоких идей.
Теги: Суханов, импрессионизм, Сатья.