Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Суханов |
1.
Когда идут споры о составных частях ценности произведения искусства, обычно действуют по формуле отрицания одного для утверждения другого: эта картина ценна тем, чем не ценна другая. На самом деле эта логика уязвима. Ценность – собирательна и живет по формуле сложения ценностей, а не отрицания.
Одна из ценностей, которую создаёт практически каждое произведение – воплощение уходящей натуры.
Многие считают это признаком традиционного искусства, но если присмотреться к эластичным часам Дали, висящим на ветках – то сейчас таких часов нет, и комодов таких нет, и винтовок таких нет. Знаки времени, разбросанные по полотну, составляют значительную часть ценности картины как ушедшая натура, сохраняющая временные коды.
И тем более ценна уходящая натура, воплощающая время.
На графической вещи Суханова – старик на подворье. Этого старика уже нет в живых, но на картине он освещен солнечным светом, созданным тонким штриховым контрастом. Этот мир для автора не ушёл и он ожил для зрителя. Старик в центре полотна с живой курицей в руках, к нему тянется молодая корова. Старик – хозяин этого мирка, созданного своими руками. Старик, явно при годах, держится осанисто и прочно и победительно. Вообще картина при всей скромности выразительных цветовых средств – только контраст – создаёт ощущение свободы, которая строится на принципе создай своё своими руками – и только тогда получишь настоящую волю. Очень древний старообрядческий принцип.
Вообще, когда молодого человека подведёшь к такому полотну, то просится вопрос: а ты понимаешь, что вот этот дом за спиной он построил собственными руками? Когда сейчас молодым людям говорят: построй свой мир, намекая на фантазии в голове, то эта картина говорит другое – вот реальный мир, построенный реальными руками, без иллюзий и фантомов. Ведь дом за спиной старика до сих пор огромен, прочен, зева бревен до сих пор разинуты. И молодой человек сразу усомниться, а так ли интересны и весомы его иллюзии в голове? Прочный мир предка, созданный Сухановым, возбуждает вопрос: а ты, крона, достойна своих корней?
Вещь 1980 года напоминает нам, что этот крепкий старик пережил многое. Если он остался в деревне, в своем доме, значит он пережил и коллективизацию, а может быть, и выселение, скорее всего, он принадлежал к старообрядцам, у которых свобода воли всегда совмещалась с колоссальной трудолюбивостью. Суханов, сам из породы старообрядцев, знал их прочность не на словах. И, видимо, это и стало основной идеей его вещи, где уходящая натура говорит о воле, созданной своими руками.
2.
Вообще понятие уходящей натуры недооценено, потому что в картине, как правило, рассматривали эстетическую часть. На само же деле, глубина проникновения в натуры в современность стоит того, чтобы её раскрыть. Ведь уходящая натура спорит с современностью практически всегда. Ведь действительно, когда мы говорим о человеческой свободе, мы мало обращаем внимания, насколько человек зависит от банального выключения света, от хлебного дефицита и проч. По сути, современный мир крайне стеснён. Здесь же показана свобода в мире, созданном собственными руками.
Так что уходящая натура ещё поспорит с современностью и этим она ценна.
Теги: Суханов, уходящая натура.