Автор: Артёмов П. |
Категория: Суханов |
к выставке-презентации
Есть художники, которые всю творческую жизнь копили смыслы на полотнах, не торопясь их показывать. Творчество было первичным. В этом есть залог мастерства, а иногда и гениальности – не торопиться показывать то, что еще только в пути к гениальности, потому что путь к гениальности ох как долог и труден, а главное – накопителен: блеск таланта не всегда убеждает, а вот масштаб, широта и глубина – всегда.
Неторопливость в показе знак глубокого художника. Но настает момент, когда масштабный выход в мир неотвратим, поскольку настает пора проверки наработанных смыслов. Причем не только в круге своих друзей, а при суровых экспертах, зрителях, заказчиках. Этого момента опасается любой художник с любым внутренним самомнением: а вдруг? … Не примут, не поймут, осудят годы творчества. Не всякий может пережить разочарования.
Особенно возрастают риски, когда художник прожил жизнь – и вот выходит на арену борьбы признания и отвержения. Кто победит? В каком классе?
Состоявшаяся выставка-презентация Александра Суханова в Галерее Перевозчикова – рубеж. И дело даже не в известности или неизвестности художника, а в концентрации класса смыслов, которые можно создать и наработать только к итогу творческой жизни. И тогда происходит взрыв признания. То, что долго копилось, не растрачивалось – в один момент открывается и предстает мощная картина, которая ставит все точки над I.
Феномен Суханова в том, что это художник одной-на-всю-жизнь темы – Сатки. Это тот случай, когда художник сделал своё место центром мира и даже мироздания. Невероятный опыт.
Он начал с дворов, заборов, окон, людей, снегов, показывая уходящую натуру. Щемящее чувство вызывают зовущие окна уходящих домов: помни о нас. Но как? Если это уходит? – Перенести на полотно, оставить навсегда.
И вот тема расширяется до исторических масштабов. В эпоху девяностых пошла информация, стали выпускаться книги об авестийском прошлом нашей земли. «Авеста» - первый из известных памятник человеческой мысли, сформировавшей и порядок мира, и культуру, и язык. И «Авеста» стала отвечать на многие вопросы, которые оставались загадкой. Например, имена городов, рек. Ни башкиры, ни татары не могли дешифровать топонимику, включая имя Сатки. Но Авеста смогла спокойно ответить на вопрос: например, Аша – в «Авесте» богиня справедливости (Стих 1 Авесты «Аша Благая есть наилучшее»), Синташта (зенд-аштар) – «песня-Аштар» (богини), Сура – «разливающаяся». Оставались в первую очередь имена рек, которые давали затем имена селениям и городам. И тогда стало понятно, что есть Саттва, которая, кстати, затем от Авесты была принята индуизмом в понятие субстанции чистоты и в виде сатьи - правды. Саттва – богиня чистоты жизненных сил, незамутнённости, изображавшаяся молодой девушкой, что и делает Суханов. Как понимаем, от идеи чистоты и правды мы приходим к понятию Сути как Сущности. Сатка – огласовка Саттвы и Сатьи - древних символа чистоты, правды и Сути.
И художник получил совершенно другое измерение своей земли. Это уже не просто город – а место собирания древнейших смыслов, начала первооснов цивилизации. Ведь известно, что «Авеста» стала основой почти всех мировых религий, включая христианство.
Это историческое измерение придало живописи Суханова такую глубину, которая не только претендует стать федерально значимым явлением, но и общекультурным за пределами страны. И тогда каждый мазок становится обобщающим символом: солнце не просто диск, а знак присутствия высших сил, стог – колокол, лодка – судьба человека, подверженная воле волн, подсолнечник – древняя мандала, по модели которой строили древние города, вроде Аркаима.
Выступали все. Руководитель галереи Николай Ильич Перевозчиков рассказал о встрече с художником. Сам Александр Геннадьевич рассказал о себе и передал пожелания выставке в записи, Член клуба меценатов Людмила Кугаевская поделилась впечатлением и поблагодарила организаторов за открытие Имени, Болдырев Андрей, эксперт Галереи рассказал о своем впечатлении об использовании невиданных материалов для создания художественного эффекта – например, обычные домотканые половики, дающие изображению поразительный эффект жизненных вибраций.
За круглым столом после выставки подвели итоги участники выставки и поздравили друг друга с приобщением к открытию Имени. А один из участников сказал: может быть, эта выставка будет первым шагом Суханова к мировой славе?
Теги: Галерея Перевозчикова, Суханов.