Автор: Магнитов С.Н. |
Категория: Суханов |
Однажды одного художника-пейзажиста попросили написать лето. Нет, не летний пейзаж, а лето как таковое, как состояние, как умонастроение. Тот попробовал … получился пейзаж. Летний. Оказалось, написать летнее состояние, настроение совсем не то же, что написать пейзаж. Это некое обобщение, где фигуры оказываются вторичными.
Я часто пытался среди художников найти мастера изображения вот этого состояния, долго не находил. И нашел только недавно.
Великолепный Суханов, так богато представленный в Галерее Перевозчикова, один из тех, кто может дать вот это состояние лета.
Вообще изобразить праздник жизни простого мира – без прикрас, только на том, что есть вокруг, на том, что не покупается, не оформляется, а даётся природой, всегда было сложно. Праздник всегда связывался с богатством. Суханов показал, что все простое вокруг – это и есть богатство, которое может дать праздник. Просто стоит мальчик и пьет (наверное, летнее молоко или студеную воду) среди уральских фруктов, подсолнуха, свисающей вишни.
Это и не натюрморт, и не портрет – лица мальчика не видно, – и не пейзаж – это синтез, который сочится восторгом перед праздником жизни, который может быть здесь и сейчас. Многие этого не видят, и не замечают – сухановская вещь говорит: не надо далеко ездить – всмотритесь во все вокруг здесь, соберите что вас окружает – и вас посетит радость лета. И умейте увидеть благо там, где это иногда трудно сделать. Суханов иронически называл себя Сатским, подчёркивая своё место – место радости, которую дарит людям.
Вообще передать настрой и свое праздничное состояние – уже идейная особенность художника как человека. Быть открытым миру на холсте это совсем не то же самое, что протянуть руки товарищу или знакомому сказать: я для вас открыт, это значит сосредоточить в картине энергию жизни и передать её с холста. Многие художники закрываются от мира своими холстами, Суханов действительно открыт и даже обнажён. Ощущение деревенского босикового детства, когда тело дышит и поёт, пятки жжет на дороге, когда тело купается в солнце, как в воде, когда самый простой деревенский плод кажется неземным, поразительно.
Солнечные лучи, пробивающиеся через куст идут, как золотые волны, охватывая ребёнка. Причем здесь нет умиления перед детством, здесь есть радость бытия.
Известно, что Суханов прожил трудную жизнь художника – это художник контраста: глубокой печали и верховной радости. Кто-то сказал, что высшую радость может познать только тот, кто познал глубокую печаль. И показать, воссоздав их на холсте.
Действительно, судьба художника часто накладывает на картину особенный отпечаток: ощущение взрыва эмоций и благости идет на фоне истории: картина сделана в 1990 году, в труднейшие времена для России - в последний год СССР. И в картине чувствуется протест против безбытности, пустых полок магазинов, бедности. Пока есть лето с подсолнухом, горячей дорогой под ногами, с ягодами, свисающими на голову, море солнца с кувшином простой подземной воды, – жизнь продолжается – что бы ни было с нами и страной – вот великолепный вдохновенный оптимистический лозунг его картины.
И кто знаtn, может, флюиды таких картин и помогают нам и стране выживать в труднейшие времена – они питают наши скрытые чувства, давая нам силы радоваться и преодолевать лишения, потому что по закону природу надо знать: что бы ни случилось, будет оно - Лето.
Для тебя и для каждого.
Теги: Суханов, лето.