Автор: С.Н. Магнитов |
Категория: Витлиф |
Чтобы понять автора, нужно понять его умонастроение, заложенное в наиболее успешных и близких автору картинах. Тогда автор читается, дешифруется, и простое изображение приобретаёт объём. А главное, становится понятно, что автор хочет передать зрителю. И наконец, что зритель может получить от искусства. От нового этапа творчества Витлифа можно получить заряд романтического оптимизма. Для меня характерной для нового этапа творчества Витлифа является картина «Ночной запах моря». Корабли, будто слитые из ночного тумана, обретающие плоть и кровь, когда наше внимание будет проникать в невесомое состояние кораблей. Мистичность изображения создаёт впечатление затаенного мгновения, которое выполнило приказ: «Остановись!».
Романтическое восприятие мира начинается с контраста – чёрного и светлого, что сразу создает эффект таинства, нездешности и возможности самых невероятных проявлений мира. Художник убрал у кораблей детали, сделав их облачным сгустком. А то, что романтизм замешан на ночных туманах, создающих аллюзии, известно ещё с готических романов возрождения. Но если в готике оно способствует нагнетанию страха, то здесь успокоению и счастливому умиротворению - романтическому исходу. Но сон сродни иллюзии. Мастерски прописанная луна, вплетённая в оснастку кораблей, оставляет это мистическое ощущение тревожного сна. А сон в романтизме – самое известное состояние, оно реальнее бодрствования. Неслучайно масса невероятных сюжетов в романтизме, особенно мистическом, проходит или во сне, или с подачи сна.
При этом композиционное решение выдвинуть корабли на передний план, особенно нос ближайшего, говорит о том, что сон сродни яви, что внутри копится мощь и энергия действия. Это подчеркивается розовыми и фиолетовыми мазками, как бы проступающими сквозь корпус корабля, давая ощущение скрытого пульса крови корабля. Это – не мёртвые посудины – это готовые рвануть на просторы моря мощные энергичные корабли.
Убранные детали, от чего становится неизвестно, это рыбацкие корабли или прогулочные яхты, даёт субстанцию внутренней скрытой жизни этих посланцев человека и моря. Эта субстантивность удачно показана характерным широким мазком художника.
Вообще в романтизме море – одна из мифологем, олицетворяющих стихию, опасную, но свободную и притягивающую, заходящую в сознание навсегда. Пушкин классически выразил эту формулу «Прощай свободная стихия!» или другой поэт:
«Есть в море буйная черта –
таить опасность и любовь
для тех, кому несказанно пуста
без бури, леденящей кровь,
простая жизнь …»
Можно было принять картину как за проявление сентиментального ответвления от романтизма, где нет бури, есть печаль. Романтизм без бездны на краю не существует, тогда как сентиментальность вполне. Особенно на уровне запаха. Однако нагнетание чёрного и контраст с пульсирующим красным не отдаёт романтическую энергию картины в сентиментальное созерцание. Особенно в этом отношении любопытна светлая точка в левом углу – огонёк, который не просто мерцает – зовёт или приближается, неся с собой Неизвестность. А пульсирующее отражение в воде не отставляет сомнения – в подводном мире таится энергия неизвестной жизни, которая и притягивает и страшит одновременно. Романтизм – это поступь Неизвестности, которая всегда волнует грудь.
Романтизм даже в тишине не забывает о стихийности моря и любое утихомирение воспринимается как мгновение тишины перед битвой. В этом суть жизни, говорили некоторые романтики: постоянная встреча с неожиданным и неизвестным, где от самого человека зависит, будет оно прекрасным и награждающим или смертельным.
Несомненно, картина навеивает ощущение мистического покоя и тревожного ожидания чего-то нового. Поэтому кто хочет вернуть тайное волнение от вибраций неизвестного, тайного, может обрести себе «Ночной запах моря» и назвать его для себя «Ожидание бури» или «Тайна моря - тайна жизни». Думается, автор будет только рад привнесению новых смыслов в его творение.
Теги: Витлиф, «Ночной запах моря».