Автор: Виталия Мирошина (Санкт-Петербург) |
Категория: Ткачев |
На пашне… Есть в этом словосочетании что-то такое манящее, возвращающее нас в прошлое. Именно такие ассоциации вызывает эта картина челябинского художника Ткачева.
Удивительное полотно, написанное в технике монотипии, заставляет вспомнить времена минувших лет. В центре экспозиции образец техники, жизненный цикл которого закончился ещё в прошлом столетии. Этот трактор, выпущенный ЧТЗ, является символом мощи середины прошлого века. Тогда эта картина была обычной для многих людей. Сейчас уже нигде не встретишь таких машин в работе. Тем ценнее для нас такой эпизод из прошлого, который напоминает нам о своей истории, Советском союзе, пятилетках, мужестве и стойкости людей, которые посвящали себя усердной работе на благо целой великой страны, отголосками которой мы все являемся.
Огромное поле, которое уходит за горизонт и сливается с небосводом, кажется таким необъятным – еще одна часть картины, которая приковывает взгляд, унося куда-то далеко в детство, где любые поля казались целым миром. При этом цветовая гамма скорее мрачная, но даже это придает картине особый шик, словно старая выцветшая фотография, уникальный обломок прошлого, чем на самом деле и является полотно.
Меня, как человека другой эпохи, картина возвращает к временам, когда люди знали не только вкус, но цену хлеба. Сейчас непопулярны выражения вроде «битвы за урожай», считалось, что в советские времена пропаганда «накручивает» население, преувеличивая трудности. Но эта картина передает суровость процесса – тучи явно грозовые, трактор идёт, тяжело преодолевая пространство, почти врастая в землю, подчеркивая, что легким колёсным тракторам на этой пашне делать нечего. И хорошо показано, что это малое уже много сделало – на переднем плане уже вспаханное поле, которое по размерам превосходит остальные части поля. Трактор на фоне вспаханного выглядит уже победителем.
Вообще эта картина вроде бы уходящей натуры, возвращает другую натуру – пашню как поле битвы, битвы за бытие.
Нравится построение картины: композиционное решение - трактор в центре картины невеликого размера, над которым сгущаются ещё и давящие дождевые тучи, что напоминает былинного богатыря перед схваткой, когда против богатыря всё.
Но Ткачев богатыря изображает иначе, чем традиция – это не гигант в клубах грозного дыма, а фигура невеликого роста, но мощного духом. Вот этом и сила картины – показать мощь духа, силу - в малом, подчёркнуто несоразмерном окружающей стихии.
Вообще меня эта картина наводит на мысль: а почему битва за урожай считалась пропагандой, ведь битва же действительно была. Считалось, что за битвой скрывалось просто неумение Советов работать. Но картина чётко показывает, что в наших грозовых и несолнечных широтах – это всё-таки была битва. Неслучайно только в русской традиции есть богатырь-селянин - Микула Селянинович. В других традициях Героев Поля и Пашни нет. Причем именно «профильного». Ни греческие – Геракл, Персей, - ни месопотамские, ни грузинские – Автаднил и Тариэл – не «побеждали» пашню.
А Селянинович как раз победитель пашни. Но ведь былины никто не считает пропагандой: народное сознание не склонно обманывать - былины всегда строились на некоей реальной основе. Поэтому обвинять СССР в преувеличении, наверное, не стоит. Картина как исторический документ сегодня это утверждает.
Наконец, техника цвета: монотипия создает тонкий воздушный стиль. Это интересный эффект: тонкое создаёт тяжёлое. Но тонкое и прорывает тяжесть! Ткачёв подчёркивает это не только тонким цветом, но и светом – трактор идёт в ореоле просвета, ведя его, фактически, за собой.
Мастерская вещь.