Автор: Галина Трифонова |
Категория: Якивец |
Валерий Лаврентьевич Якивец - художник поколения, которое принято определять как «семидесятники». Это поколение росло и формировалось личностно в шестидесятые годы - в атмосфере утверждения свободы совести и борьбы за свободу выбора жизненного пути, за всеобъемлющую правду во всем - от будничной обыденности до высоких духовных сфер бытия. Жизнь с идеей, в определении своей личности и индивидуальности в поисках главного дела жизни - и презрение ко всему узкоэгоистическому, презрение к рвачам, хищникам и спекулянтам всякого рода, к малейшему проявлению паразитизма существования за счет других; только чистота помыслов и служение любимому делу, как образу жизни - искусству. Да, семидесятники были в этом достойными продолжателями шестидесятников, их младшие братья и сестры. Но в искусстве они решали уже другие задачи - задачи нового художественного поколения...
Характер Валерия был именно таким - твердым, стойким, с обостренным чувством законности и справедливости всего происходящего. Он был неравнодушным и непримиримым человеком. Он не изменил своим принципам юности и жил по ним до последних дней.
Мы познакомились с Валерием в молодежном объединении в начале 1980-х годов. Хорошо помню его внутреннюю напряженность, какой-то сгусток энергии, кажется, вокруг него было некое заряженное электрическое поле, готовое разрядиться на любого при попытке пересечения пограничного пространства. Внутренняя сосредоточенность и одновременно ершистость точно передана в его небольшом портрете, написанном тогда Николаем Аникиным (в собрании ЧГМИИ).
Его натюрморты занимали воображение и тревожили, хотелось увидеть и понять заложенное в них. В них было много от театра, который был тогда на подъеме. Молодежная газета «Комсомолец» с редактором Ганной Рудько захотела разместить на своей полосе материал о молодом художнике. Моя работа над статьей растянулась на два года. Статья вышла в 1984. А в следующем году была в Свердловске зональная выставка «Урал социалистический», и о натюрмортах В. Якивца появился новый материал, правда на 3/4 сокращенный редакцией. И вот спустя тридцать лет я вновь обращаюсь к творчеству Валерия Якивца, уже с молодыми студентами-искусство- ведами. Горько, что художника уже нет с нами, что не случилось поработать с ним в его зрелые творческие годы, и утешает то, как взволнованы и творчески вдохновлены творчеством B.JI. Якивца наши студенты, с каким азартом они работают над научной и творческой задачей постижения его творчества и вообще над выставкой, которой задан вектор осмысления - серьезный, проблемный, абсолютно применимый к произведениям Якивца. Художник мог бы гордиться, что он и его искусство стали объектом анализа в таком ракурсе: вещь - образ - символ - знак.
Экспозиция выставки подчеркнуто концептуальна; концептуально само творчество Валерия Якивца: оно дает основания для анализа проблематики жанра натюрморта и его авторского преломления в творчестве художника. Открывается возможность проследить комплекс задач общего и индивидуального в искусстве натюрморта: как вещь становится предметом для творчества, как она трансформируется из реальности в пространство произведения искусства, как ее чувственноосязательные параметры доходят до апогея - и материального тупика, и как осуществляется желанный «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Валерий любил изредка полуиронично - полувсерьез, но всегда к месту, процитировать классиков марксизма-ленинизма). Это был его скачок в художественное пространство, освободившееся от принадлежности к интерьеру, либо вообще какому-то определенному городскому или сельскому конкретному обозначению пространства. В работах последнего двадцатилетия поле его живописи освобождается от конкретных параметров, оно обозначается структурными элементами, высвечивающимися геометричными цвето-мазками и тутже растворяющимися в нем. У Якивца есть в этом движении художники-единомышленники в Челябинске - Владимир Сафронов и особенно Владимир Витлиф. Итворчество Павла Ходаева также близко Валерию Якивцу в этом поле поиска и нахождения определения пространства как цветового. Генезис выразительности цвегопластики в творчестве В. Якивца просматривается достаточно четко: в сторону все большего облегчения и высветления предмета и распредмечивания пространства, растаивания его в светлой монохромной плоскости холста. Это своего рода возвращение предмета в природное пространство пейзажа. Произведение теряет границы жанра, переставая быть натюрмортом и пейзажем, в творчестве В. Якивца рождается свой жанр некоего обобщения бытия предмета в бесконечности, при этом уточнение идет именно в определенности эмоционального переживания и настроения.
В объяснении творческого генезиса возвратимся в противоположную точку его, к началу. Необычность творчества художника уже в период молодости была в том, что он упорно и почти исключительно писал натюрморты (пейзажей было совсем немного, и художник подходил к ним очень осторожно и неспешно), причем натюрморты не из традиционного голландского или русского набора предметов, где истекают соками жизни и соблазняют своими ароматами съестные припасы или фактурно и иллюзорно-осязательно поданные предметы являют свидетельство роскоши и пира жизни. Его предметный набор натюрмортов 1970-1980-х гг. подчеркнуто художественен относительно своей принадлежности, но вовсе не столь идеален, а намеренно огрублен. Предметы, являющиеся прямо или косвенно частью повседневной жизни художника, отобраны и трактованы абсолютно небытово и абсолютно беспафосно с точки зрения традиционно принятых в такого рода натюрмортах атрибутов вдохновения, нагнетания артистического тумана, символической загадочности. В его натюрмортных композициях 1970-80-х годов была повседневность искусства и, как это ни парадоксально звучит, - ни грана обыденности. Рядом в соседней мастерской работал большой художник старшего поколения Иван Афанасьевич Кучма, признанный мастер тематического натюрморта - картины. Натюрморты Якивца принципиально другого качества, хотя иногда находим общие мотивы сухих цветов, музыкальных инструментов, паяльных ламп... На этом сходство заканчивается. Мир натюрмортов Якивца в 1970 - первой половине 1980-х с обыденностью мало пересекается. Его предметы стоят слоями в неглубоком пространстве, композиция намеренно «неприбранная» - всё в стадии незавершенности или подготовки к действию. Но композиционно всё это, несомненно, строго и рационально осмыслено и организовано. Отчетлива некоторая охлажденность в решении и общей атмосфере, некоторая театральность - в движении от обыденной жизненности к повседневности жизни в искусстве, в подчеркнуто отстраненном холодно-оливковом или серо-голубовато- стальном, каком-то металлическом колорите. Поэтому выход в абстрактное, плоскостное пространство, освобожденное от предметной иллюзорности трезвого рационализма, обозначение предмета лишь в сохранении его видимой и привычной для глаза оболочки, прозрачно просвечивающей после освобождения от чувственной плоти - это все видится в перспективе как внутренняя необходимость и реализуется во второй половине его творчества, в 1990-2010-е годы.
Своеобразной скрепой творчества в молодые годы и тяготением к одухотворенному пространству в зрелом творчестве, попыткой выйти к новым творческим горизонтам стали маленькие холсты, в которых запечатлены археологические памятники - менгиры и дольмены типа «Стоунхенджа», древние загадочные идолы, найденные на южноуральских просторах («Ведмедь»), неолитическая керамика, медные и бронзовые бляхи пермского и сибирского, иранского звериных стилей, металлические фрагменты деталей костюма и снаряжения из раскопок археологов, с удивительно выразительными пластическими мотивами орнамента. Эта серия работ была начата художником в 2010-е годы в непосредственном контакте с вещами, которые художник увидел у коллекционера Н.И. Перевозчикова. Энергия пластики древностей захватила Валерия Якивца, он создал семнадцать небольших холстов, ни в коем случае не копируя, но фиксируя в непосредственной близости не только сам предмет, но и его переживание. Эту группу произведений из незавершенной серии мы условно назвали «археологические натюрморты». В поисках символического обобщения предмета в жанре натюрморта и дешифровки символа и знака вещи аналитический ум художника в древних предметах различных культур, найденных на Южном Урале и оказавшихся рядом с произведениями искусства в одном собрании, нашел новый источник тонкого и точного понимания мастерства и чувственного переживания целостности вещи, ее слитности с человеком и временем. Источник, который позволил ему работать до конца с полным творческим упоением.
Данная выставка в какой-то степени концентрирует представление о творчестве художника - и на небольшом числе произведений разных периодов из собрания Н.И. Перевозчикова наш современник имеет возможность представить путь художника Валерия Якивца. Его творчество, его личность, его мысль пульсирует практически в каждой выставленной здесь работе. Каждое произведение несет сгусток времени и личности, понимание жизни и - жизни в искусстве, особое чувство строгого отбора, неброской, скупо обозначенной высшей красоты и ярко выраженное стремление быть современным, то есть идти вместе со временем.