Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
Екатеринбург
А
в
т
о
р
С. Федосеев
м
е
с
я
ц
а
Екатеринбург

 Главная   Концепция сайта   Миссия и стратегия Галереи   Поиск по сайту 
Эстетический анализ и экспертиза

Аукционный дом GROMADA Галереи Перевозчикова

Авторы

Якивец

Якивец

Ткачев

Ткачев

Черкасов

Черкасов

Фехнер

Фехнер

Витлиф

Витлиф

Суханов

Витлиф

С. Федосеев
С. Федосеев
С. Федосеев

Коммерческие выставки независимых художников

Публикации

Клуб меценатов

Студия art-литературы Artus

Студия art-экспертизы Artэкс

Art-HOLL

Art-HOLL

Рейтинг@Mail.ru

О ХУДОЖНИКЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ

Печать

Автор: Галина Трифонова Категория: Якивец

Валерий Лаврентьевич Якивец - художник поколения, которое принято определять как «семидесятники». Это поколение росло и формировалось личностно в шестидесятые годы - в атмосфере утверждения свободы совести и борьбы за свободу выбора жизненного пути, за всеобъемлющую правду во всем - от будничной обыденности до высоких духовных сфер бытия. Жизнь с идеей, в определении своей личности и индивидуальности в поисках главного дела жизни - и презрение ко всему узкоэгоистическому, презрение к рвачам, хищникам и спекулянтам всякого рода, к малейшему проявлению паразитизма существования за счет других; только чистота помыслов и служение любимому делу, как образу жизни - искусству. Да, семидесятники были в этом достойными продолжателями шестидесятников, их младшие братья и сестры. Но в искусстве они решали уже другие задачи - задачи нового художественного поколения...
Характер Валерия был именно таким - твердым, стойким, с обостренным чувством законности и справедливости всего происходящего. Он был неравнодушным и непримиримым человеком. Он не изменил своим принципам юности и жил по ним до последних дней.
Мы познакомились с Валерием в молодежном объединении в начале 1980-х годов. Хорошо помню его внутреннюю напряженность, какой-то сгусток энергии, кажется, вокруг него было некое заряженное электрическое поле, готовое разрядиться на любого при попытке пересечения пограничного пространства. Внутренняя сосредоточенность и одновременно ершистость точно передана в его небольшом портрете, написанном тогда Николаем Аникиным (в собрании ЧГМИИ).
Его натюрморты занимали воображение и тревожили, хотелось увидеть и понять заложенное в них. В них было много от театра, который был тогда на подъеме. Молодежная газета «Комсомолец» с редактором Ганной Рудько захотела разместить на своей полосе материал о молодом художнике. Моя работа над статьей растянулась на два года. Статья вышла в 1984. А в следующем году была в Свердловске зональная выставка «Урал социалистический», и о натюрмортах В. Якивца появился новый материал, правда на 3/4 сокращенный редакцией. И вот спустя тридцать лет я вновь обращаюсь к творчеству Валерия Якивца, уже с молодыми студентами-искусство- ведами. Горько, что художника уже нет с нами, что не случилось поработать с ним в его зрелые творческие годы, и утешает то, как взволнованы и творчески вдохновлены творчеством B.JI. Якивца наши студенты, с каким азартом они работают над научной и творческой задачей постижения его творчества и вообще над выставкой, которой задан вектор осмысления - серьезный, проблемный, абсолютно примени­мый к произведениям Якивца. Художник мог бы гордиться, что он и его искусство стали объектом анализа в таком ракурсе: вещь - образ - символ - знак.
Экспозиция выставки подчеркнуто концептуальна; концептуально само твор­чество Валерия Якивца: оно дает основания для анализа проблематики жанра натюрморта и его авторского преломления в творчестве художника. Открывается возможность проследить комплекс задач общего и индивидуального в искусстве натюрморта: как вещь становится предметом для творчества, как она трансформируется из реальности в пространство произведения искусства, как ее чувственноосязательные параметры доходят до апогея - и материального тупика, и как осуществляется желанный «скачок из царства необходимости в царство свободы» (Валерий любил изредка полуиронично - полувсерьез, но всегда к месту, процитировать классиков марксизма-ленинизма). Это был его скачок в художественное простра­нство, освободившееся от принадлежности к интерьеру, либо вообще какому-то определенному городскому или сельскому конкретному обозначению пространства. В работах последнего двадцатилетия поле его живописи освобождается от конкретных параметров, оно обозначается структурными элементами, высвечивающимися геометричными цвето-мазками и тутже растворяющимися в нем. У Якивца есть в этом движении художники-единомышленники в Челябинске - Владимир Сафронов и особенно Владимир Витлиф. Итворчество Павла Ходаева также близко Валерию Якивцу в этом поле поиска и нахождения определения пространства как цветового. Генезис выразительности цвегопластики в творчестве В. Якивца просматривается достаточно четко: в сторону все большего облегчения и высветления предмета и распредмечивания пространства, растаивания его в светлой монохромной плоскости холста. Это своего рода возвращение предмета в природное пространство пейзажа. Произведение теряет границы жанра, переставая быть натюрмортом и пейзажем, в творчестве В. Якивца рождается свой жанр некоего обобщения бытия предмета в бесконечности, при этом уточнение идет именно в определенности эмоционального переживания и настроения.
В объяснении творческого генезиса возвратимся в противоположную точку его, к началу. Необычность творчества художника уже в период молодости была в том, что он упорно и почти исключительно писал натюрморты (пейзажей было совсем немного, и художник подходил к ним очень осторожно и неспешно), причем натюрморты не из традиционного голландского или русского набора предметов, где истекают соками жизни и соблазняют своими ароматами съестные припасы или фактурно и иллюзорно-осязательно поданные предметы являют свидетельство роскоши и пира жизни. Его предметный набор натюрмортов 1970-1980-х гг. подчеркнуто художественен относительно своей принадлежности, но вовсе не столь идеален, а намеренно огрублен. Предметы, являющиеся прямо или косвенно частью повседневной жизни художника, отобраны и трактованы абсолютно небытово и абсолютно беспафосно с точки зрения традиционно принятых в такого рода натюрмортах атрибутов вдохновения, нагнетания артистического тумана, символической загадочности. В его натюрмортных композициях 1970-80-х годов была повседневность искусства и, как это ни парадоксально звучит, - ни грана обыденности. Рядом в соседней мастерской работал большой художник старшего поколения Иван Афанасьевич Кучма, признанный мастер тематического натюрморта - картины. Натюрморты Якивца принципиально другого качества, хотя иногда находим общие мотивы сухих цветов, музыкальных инструментов, паяльных ламп... На этом сходство заканчивается. Мир натюрмортов Якивца в 1970 - первой половине 1980-х с обыденностью мало пересе­кается. Его предметы стоят слоями в неглубоком пространстве, композиция намерен­но «неприбранная» - всё в стадии незавершенности или подготовки к действию. Но композиционно всё это, несомненно, строго и рационально осмыслено и организовано. Отчетлива некоторая охлажденность в решении и общей атмосфере, некоторая театральность - в движении от обыденной жизненности к повседневности жизни в искусстве, в подчеркнуто отстраненном холодно-оливковом или серо-голубовато- стальном, каком-то металлическом колорите. Поэтому выход в абстрактное, плоскостное пространство, освобожденное от предметной иллюзорности трезвого рационализма, обозначение предмета лишь в сохранении его видимой и привычной для глаза оболочки, прозрачно просвечивающей после освобождения от чувственной плоти - это все видится в перспективе как внутренняя необходимость и реализуется во второй половине его творчества, в 1990-2010-е годы.
Своеобразной скрепой творчества в молодые годы и тяготением к одухотворенному пространству в зрелом творчестве, попыткой выйти к новым творческим горизонтам стали маленькие холсты, в которых запечатлены археологические памятники - менгиры и дольмены типа «Стоунхенджа», древние загадочные идолы, найден­ные на южноуральских просторах («Ведмедь»), неолитическая керамика, медные и бронзовые бляхи пермского и сибирского, иранского звериных стилей, металлические фрагменты деталей костюма и снаряжения из раскопок археологов, с удивительно выразительными пластическими мотивами орнамента. Эта серия работ была начата художником в 2010-е годы в непосредственном контакте с вещами, которые художник увидел у коллекционера Н.И. Перевозчикова. Энергия пластики древностей захватила Валерия Якивца, он создал семнадцать небольших холстов, ни в коем случае не копируя, но фиксируя в непосредственной близости не только сам предмет, но и его переживание. Эту группу произведений из незавершенной серии мы условно назвали «археологические натюрморты». В поисках символического обобщения предмета в жанре натюрморта и дешифровки символа и знака вещи аналитический ум художника в древних предметах различных культур, найденных на Южном Урале и оказавшихся рядом с произведениями искусства в одном собрании, нашел новый источник тонкого и точного понимания мастерства и чувственного пережива­ния целостности вещи, ее слитности с человеком и временем. Источник, который позволил ему работать до конца с полным творческим упоением.
Данная выставка в какой-то степени концентрирует представление о творчестве художника - и на небольшом числе произведений разных периодов из собрания Н.И. Перевозчикова наш современник имеет возможность представить путь художника Валерия Якивца. Его творчество, его личность, его мысль пульсирует практически в каждой выставленной здесь работе. Каждое произведение несет сгусток времени и личности, понимание жизни и - жизни в искусстве, особое чувство строгого отбора, неброской, скупо обозначенной высшей красоты и ярко выраженное стремление быть современным, то есть идти вместе со временем.
ЗИМНИЙ СУХАНОВ

Если хотим понять глубину и значимость нашей зимы – надо приобщиться к фило-софским вещам Суханова: Зима – это не сон и не смерть природы – это её внут-ренняя суровая и чистая Жизнь.

НОВИЧЕНКО: ЖИЗНЬ ТИТАНОВ

Кто хочет вспомнить о наших предках титанах, пусть приобретет нашу постерную серию.

НАИВНАЯ СЕРИЯ ОЛЬГИ ВОРОБЬЕВОЙ - ДЛЯ ДУШИ

Если на душе тяжело, если есть потребность вспомнить о детстве, о снах и мечтах, сказках и сказочных городах и временах, то эта серия развеет тяжелые думы и восстановит покой в душе возращением мира наива и чистоты.

ХРАМОВАЯ СЕРИЯ

Все пути ведут к храму, но о пути нужно помнить всегда – и дома в том числе. Храмовая живопись поможет возвращать память о высшем нашем предназначении и пути уже дома. Не все поместят икону, не у всех она есть, но простая в виде изображения храма как памятка о Дороге к Храму пусть будет у всех.

СУХАНОВ: МНОГИЕ ВАМ ЛЕТА!

Прими Лето в свою душу – это время жизни, роста и плодотворения. Если есть печали – забыть пе-ред холстами великолепного Суханова!

СЕРИЯ ВИТЛИФ - РОМАНТИКАМ

Кто хочет жить, проникаясь духом возвышенного и романтического, тому нельзя пройти мимо оп-тимистических картин Владимира Витлифа!

КУЛЕВ СЕРИЯ ВОСПОМИНАНИЯ ОБ АФГАНЕ

Тем – кому нужно помнить…

Серия ФЕХНЕР «Челябинск Советский»

Только эти гравюры помогут нам окунуться в советское прошлое Челябинска. Предельная близость к натуре с одновременной поэтизацией города – это серия Фехнера о послевоенном Челябинске. Где мы еще можем увидеть среди бела дня лишь две машины и двух прохожих на Воровского?

Серия ЧЕРКАСОВ «ВОСПОМИНАНИЯ О ЛЕНИНГРАДЕ, или Столица Дождя»

Эта серия будет хорошим подарком тому, кто помнит и любит Ленинград ещё советских времен. Великолепно передан дух тайны, всегда царящей в Ленинграде – Санкт-Петербурге. Стиль «дождевой» графики подчеркивает особенность Питера – быть Российской Столицей Дождя.

Серия КУЛЕВ «Подарю Вам весну»

Если весна Вас ещё не радует, возьмите в свой дом серию Кулева о Весне – она придёт.

Серия «Ткачев – поэт коллективного прорыва»

Если вы хотите сказать себе и своей команде – ВМЕСТЕ – ВСЁ ОСИЛИМ – то поэтическая серия Ткачева вам будет в помощь!

БУКОЛИЧЕСКАЯ СЕРИЯ

Прекрасное дыхание почвы, шелест листа в разностилевых, а от этого обогащающих друг друга, серии картин, которые дадут Вашему Дому, офису не только стиль, но и дыхание настоящего искусства.

ЯКИВЕЦ. Серия SACRUM
Авторская серия

Тем, кто чувствует сакральное и хочет Свой Дом облагородить Вечным, нельзя пройти мимо этой серии

промарт Галереи – нашим промышленникам
серия НАВЕЧНО ГИГАНТЫ

Серия великолепно впишется в кабинет промышленника, создавая духоподъемное настроение для сотрудников
Выставка пром.плаката

Выставка ПромПлаката из коллекции Н. Перевозчикова

Видеорепортажи

Видеорепортажи

Art-кинотека Галереи
Art-кинотека Галереи

Art-кино

Art-студия

Фонотека Галереи

Песни на стихи Перевозчикова
Песни на стихи Перевозчикова

Библиотека Галереи
Библиотека Галереи


Фотохроника

Лица и краски

Люди и титулы

Вдохновись
искусством природы!

Изучи натуру