Описывает Даниил Гранин.
Даже у того, кто напрямую не связан с миром искусства, время от времени возникает вопрос: «Почему та или иная картина столько стоит?» «Как формируется это число?» Любопытный пример нам представляет роман Даниила Гранина «Картина». В первых главах которого описан процесс формирования цены картины под названием «У реки» некоего художника Астахова.
В целом, роман рассказывает о том, как в неком провинциальном городе появилась картина с одним из городских видов и как это появление актуализировало целый ряд городских проблем, как отдельных горожан, так и города в целом. Начиная от строительства нового завода и заканчивая застарелыми конфликтами на почве борьбы с церквями в 1930-е. Переосмысление прошлого, осмысление настоящего, непростые отношения прошлого, настоящего и будущего на фоне подступающей Перестройки. И призыв любить и ценить то, что окружает нас с самого детства. Мы же возьмем из книги малую часть, ту, что интересна нам в контексте аукциона и аукционного бизнеса.
Итак, как формировалась цена произведения искусства:
Сначала картина никакой особенной ценности не представляла. Один из многих видов на реку, каких тысячи висит в галереях и частных коллекциях нашей страны и рядовой гражданин с трудом видит разницу между ней и фотографией. Но председатель горисполкома Лыков вдруг узнает на ней свой город и не просто города, но города своего детства: Жмуркину заводь, дом Кислых –примечательные места города Лыкова. Да тут еще разговор с авторитетным старшим земляком – генералом Фоминым, который только актуализировал примечательность изображенных мест. И картина сразу становится Лосеву нужна. То есть обретает ценность, от которой полшага до цены. И он отправляется к вдове художника, чтобы приобрести. И дальше происходит любопытнейший разговор, который правильнее назвать торгом.
Лосев готов говорить о восьмистах, ну тысяче рублей. Однако сразу наталкивается на предложение искусствоведа Бадина: Две тысячи. И начинается торг, в лучших традициях художественного рынка, которого, если верить официальной идеологии, в СССР в конце 1970-х не было:
«За что, спрашивается, заламывают такую сумасшедшую сумму? – возмущался про себя Лосев. Бесконтрольность! Какое право имеют, тем более что картина, по сути – национальное достояние, а не личное. К тому же этот Астахов, может, в один день ее нарисовал и раскрасил.»
Обращаем внимание на аргументы: апелляция к общественной собственности на культуру и попытка оценить трудоемкость «изготовления продукта» в лучших традициях марксизма, где «стоимость создается физическим трудом пролетариата». Это про себя, но вслух Лосев говорит о бедности провинциалов и необходимости картины для города. На что следует вполне рыночное предложение остаться каждому при своих:
"– Где вы были, когда мы эту достопримечательность за мешок картошки предлагали, за пару брюк отдавали?.. [Это годы Войны, когда произведения искусства отдавались за бесценок] А теперь я и подождать могу. И Астахов тоже."
В ответ Лосев приводит аргумент в виде расширения известности творчества художника, с намеком, что кроме него Аксенов никому не интересен. И в данной ситуации это имеет прямое отношение к цене, так как интерес её сбавить налицо:
«Я полагал, что вас, кроме денег, интересует пропаганда вашего супруга как художника. Вы имеете в нашем лице, может, единственную ситуацию.»
Натолкнувшись на спокойную реакцию, Лосев продолжает:
«Интеллигенция русская для народа, для просвещения жертвовала жизнью всей…» - с явным намеком на бескорыстное служение народу.
Бадин же в качестве аргументов выкладывает на стол советский и французский каталоги, где присутствует картина. Тем самым доказывая признание общесоюзного и международного уровня произведения.
Заканчивается всё даром городу. Другого финала трудно было бы ожидать во второй половине 1970-х. Продажа картин городу как-то не очень увязывалась с идеологическими установками, однако сам по себе процесс формирования цены художественного произведения интересен. Особенно в изложении такого мастера слова, как Даниил Гранин.
Попробуем подвести итог. Ценность картины, в след за ней и цена появились после того, как стало понятно, что на ней изображены не просто, река, не просто некий дом, а конкретное историческое место в конкретном городе. Дальше на цену картины уже влияли международное признание с подтверждением в виде французского каталога, опять же история. Серьезное влияние имели мировоззрение продавца и покупателя и господствующая в обществе система ценностей. Однако ключевым фактором стала именно история произведения.