Аукцион в СССР был явлением интересным и сложным. Начнем с того, что сама идея свободного определения цены противоречила принципам государственной плановой экономики. Цена назначалась официально и была неизменна. Посмотрите, на изделиях тех лет цена напечатана, отлита или выбита. Изменить цену, не повредив изделие невозможно. «Торг, - как говорится, - не уместен». А на аукционе цена меняется, причем часто не под влиянием свойств товара. Однако существовали и страны с другим государственным устройством, которые были заинтересованы в советских товарах, а СССР был заинтересован в валюте. Вот и действовали официальные аукционы. Но только в сфере лошадей и пушнины. Один из таких аукционов показан в фильме «Аукцион», вышедшем на экраны в 1983-м году на экраны нашей страны.
Сюжет фильма построен на психологической дуэли двух страстных «лошадников» Андрея Ермакова и западногерманского барона фон Риттера. В 1942-м немцы вывезли из СССР любимицу Ермакова - племенную кобылу по кличке Надежда. В вывозе участвовал и фон Риттер. Саму кобылу удалось каким-то чудом вернуть, но племенное свидетельство, которое доказывало, что Надежда происходит от знаменитого Атланта, затерялось. На аукцион выставляется Секунда – внучка Надежды. В самый ответственный момент любовь к лошадям берет верх над бизнесом. Фон Риттер возвращает свидетельство и справедливость торжествует. Мы же обратим внимание на сам аукцион.
Начнем с того, что перед аукционом проходит соревнование, где Секунда с большим отрывом выигрывает. Это сразу приковывает к ней внимание. Если остальных лошадей продают за 8-10 тысяч долларов, то Секунда сразу выставляется за 100. Цена идет вверх. Аукционист то и дело «подбадривает» покупателей репликами вроде «Синьор Риволи, ваша лошадь уедет в Японию». Наконец достигает 500 000 долларов. «Вот, наконец, мы приблизились к настоящей цене лошади», - констатирует аукционист. И здесь один из покупателей задает совершенно обоснованный вопрос: «Господа, мы торгуемся за лошадь, о которой ни чего не знаем. Да, скаковые качества, Да, экстерьер. Но кто её предки?» И он прав. Отличная скаковая лошадь, конечно, интересна и стоит не мало. Но её качества могут быть просто случайным стечением обстоятельств. Совсем другое дело, лошадь, у которой эти качества унаследованы от предков. Следовательно, есть гарантия их повторения в потомстве. Вот для этого и нужны племенные свидетельства. Для этого ведутся картотеки как на своих, так и на чужих лошадей. Элитная племенная кобыла – это принципиально другой интерес и принципиально другие деньги. Как только предъявляются доказательства происхождения Секунды от Атланта, цена «прыгает» до 1 300 000 долларов и быстро доходит до 3 миллионов. На этом советский представитель закрывает торги, объявив Секунду достоянием страны. К слову, продавец имеет право снять лот с торгов в любой момент до продажи без объяснения причин.
Обозначим некоторые важные моменты. На цену Секунды сильно повлияли её внешние данные и победа в скачках. Важную роль сыграло поведение аукциониста. Однако ключевой стала демонстрация её элитного происхождения. Главным образом цену сформировали не индивидуальные качества, а родословная. Полагаю, если бы была рассказана драматическая история вывоза и возвращения её бабки – Надежды, то цена еще возросла бы. Ведь это была бы внучка «той самой Надежды, которая …» Следовательно, В аукционном ценообразовании важен не только собственно товар, а еще и его история, все, что его окружало и окружает.
В фильме присутствует еще один очень интересный момент, ради которого его стоит посмотреть всем, кто интересуется аукционным делом. В нем можно увидеть реальную работу аукциониста-профессионала. Именно профессионала, а не актера в роли аукциониста. Эпизодическую роль второго аукциониста исполнил один из немногих советских аукционистов и мэтров аукционного дела – Арсений Игоревич Лобанов. На нашем фото он слева. Обратите внимание на профессиональную монументальность позы. Главная роль в фильме отдана персонажу Льва Прыгунова, так положено по сценарию. Однако профессионализм всё ставит на свои места. Первый аукционист сразу теряется на фоне второго. Выверенный, отточенный жест. Громкий голос. Четкая дикция. Скорость речи. Мгновенная реакция. Реплики для «разогрева» публики. Всё это сразу выдает того, кто живет, а не играет аукциониста. Разговор об Арсении Лобанове – еще впереди. Сейчас же мы ограничимся тем, что расскажем об одном эпизоде из его лошадиной практики, иллюстрирующим важность не только самого товара, но и его истории.
На торги была выставлена не особо примечательная кобыла. К тому же в возрасте. Покупатели интереса не проявляли. До тех пор, пока Лобанов не объявил, что на ней ездила актриса Людмила Савельева, во время съемок в роли Наташи Ростовой в фильме «Война и Мир». И тут из задних рядов с криками «Беру! Беру!» выбежал японец. Он оказался страстным поклонником Людмилы Савельевой. А чтобы не гонять специально самолет ради одной лошади, он закупил еще 29. Вот что значит «история вопроса»
Теги: «Аукцион», лошади, Арсений Лобанов, Болдырев