1. уникальность и традиция
Если уникальность произведения, связанная с обстоятельствами его судьбы, находится, как говорят, «вне полотна», то уникальность самого произведения – ключ к его ценности. Но именно в этом затруднение. Ведь оригинальность произведения строится одновременно на соотношении принятой традиции и малом отклонении от неё – введении чего-то небольшого нового. Проще говоря, автор не может сделать все новое и уникальное: краски, холсты, тему, композицию, перспективу, идею, цветовые соотношения он изобрести одновременно не может. Поэтому пользуется переданным предшественниками опытом. Поэтому он может быть оригинален только в небольшой части. И поэтому ценностью в произведении становится именно локальная уникальность, которая делает уникальной всё произведение.
2. ключ к уникальности
В силу того, что уникальность в сумме будет всегда мала, её нужно выявлять и доказывать в рамках экспертных работ. В первую очередь - выявляет ключ к уникальности произведения. То есть уникальным становится именно ключ к прочтению произведения, изюминка, зерно.
Но сразу возникает вопрос художественной характеристики ключа. Какой бы ключ ни был, он должен отличаться художественными достоинствами.
Это момент принципиальный. Дело в том, что еще со времен авангарда любое отличие от традиции считалось достижением. Зачастую откровенная мазня считалась искусством. Сразу надо определить позицию: отличие как отказ от традиции не делает уникальным произведение, потому что это факт художественной деградации. На деградации уникальность не построишь.
Поэтому ключ к уникальности проявляется только в рамках наличия художественной традиции – то есть общей художественной состоятельности произведения. Вообще оценка художественности это и есть оценка традиционной состоятельности – соблюдение художественной квалификации, общего мастерства.
Положение 1. Первое, что оценивается в произведении - его общая традиционная состоятельность.
3. от общих параметров к уникальности
Шаг от общей состоятельности к уникальности – шаг непростой, преодолевающий первичные впечатления, потому что деталь может изменить картину, как часть может определить целое. Несмотря на то, что первое впечатление – нравится-не-нравится – бывает верным, его придётся расшифровать.
Берём для примера картину Третьякова «Стога».
Общее: верная композиция, перспектива, соразмерности вещей.
Но что оригинально?
Первое: главный герой картины: стога. Это, несомненно, оригинально. Как правило, стога вписывались в пейзаж как элемент, где их красота терялась. То есть они были частью композиции, но не её центром. Здесь - они центральные герои.
Второе: несомненно, оригинальное цветовое решение – ярко-золотое - для выделения их из общего фона. Причём важно то, то, несмотря на широкий мазок, он получился естественным, живым, очень натуральным.
Картину оценит тот, кто хотя бы однажды был на сенокосе и создавал своими руками природный храм - стог – который, как правило, венчал красивую поляну, являясь красивым рукотворно-природным храмом. Именно эта храмовость в стоге всегда имела мистическое воздействие на крестьян: на поставленный стог молились как на храм, он становится венцом общего труда - одному без утаптывания стог поставить невозможно – и когда он бывает возведён, он вызывает общую радость, а когда это делается под заходящее солнце, создающее мистико-золотой эффект, уже хочется прикоснуться к стогу уже не как к сену, а как храму.
Интересно то, что стога стоят на склоне, что не всегда характерно, зато создаёт купольный эффект именно для храмового взлёта.
Положение 2. Второе что оценивается в произведении - тематическая уникальность, подтверждённая композиционно.
Причем именно эта уникальность является авторским началом в вещи, создающим авторский почерк.
4. от уникальности к символизму
Наш пример – картина Третьякова – великолепно показывает самый важный из эстетических эффектов, которые входят в основу нарастающей ценности вещи – символизация уникальности.
Символизация – новое обобщение, нарастание новых смыслов, которые могут быть прочитаны и выведены из образного текста.
Положение 3. Нарастающая цена сопряжена с символическим потенциалом картины – способностью её генерировать новые смыслы.
Эти смыслы могут быть заложены, «зашифрованы» художником, а могут быть и не заложены. Дело в том, что соотнесение традиционного и авторского, где первое и второе соотносятся в пределах 80% к 20%, традиция диктует свои культурные смыслы. Стоит художнику дать культурный код, как тот разворачивает дополнительные смыслы. Именно в умении в уникальном заложить зерно символизма делает картину ценной.
Теги: клуб меценатов, искусство.