ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ИСКУССТВА В ГАЛЕРЕЕ ПЕРЕВОЗЧИКОВА
СТАТЬЯ 3. УНИКАЛЬНОСТЬ – ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТЬ ИЛИ БОГАТСТВО?
1. теоретический спор об уникальности
Искусство – сфера, где спор об уникальности начался не сегодня и закончится не завтра. И мы не будем исключением.
В этом споре конкурируют две позиции, которые, впрочем, начинают с единой позиции: уникальность – это единственность и неповторимость. Но после этого начинаются споры: уникальность – это единственность исключительности или единственность включения, коротко говоря: уникальность – это одно со всем остальным отторгаемым, или уникальность то, что все в себя уникальность включает. Уникальность – это исключение или включение?
Действительно, мазок кистью обезьяны на холсте ни на что непохоже, неповторимо, исключительно (в смысле исключения мастерства, опыта, традиции, художественных приёмов), но никто не выставляет мазки обезьян и не покупает как художественное явление, подчёркивая, что эта уникальность – животная, а не художественная. Притом, что экзотические коллекционеры коллекционируют обезьяньи опыты, но никогда речь не шла об художественных достоинствах их мазков.
И есть вторая уникальность: Да Винчи совершенно не уникален с точки зрения опыта, красок, композиции – но он собрал всю сложность опыта в таком виде, что переплавленное сложное, тонкое дало новую состоятельную уникальность, стремящуюся к универсальности.
Иначе говоря, уникальность исключения и отторжения вызывает сомнение, ведь она стремится к полной простоте и примитивизации. Есть прецедент выставленного чистого полотна как произведения примитивного (ну самого примитивного) искусства. И это вызвало споры – можно ли считать это произведением, несмотря на то, что оно уникально – ведь никто прежде не выставлял чистое полотно. Боимся предположить, что следующий чистый холст как традиция «чистого искусства» вызовет уже смех. Поэтому для нашей школы уникальность – это собранность частей для создания уникальности.
2. мера уникальности
Собрать все во всем – невозможно, это эклектика. Органическое начинается с меры собранности. Это значит что мы имеем дело с мерой уникальности. И поэтому искусство - отбор неуникального для создания уникального.
Возьмём натюрморт челябинского художника Якивца из Галерею Перевозчикова. Если посмотреть на собранные вещи – на первый взгляд, нет ничего уникального, но сам отбор и художественная подача вещей создает уникальность.
Натюрморт – один из парадоксальных жанров живописи: это, по определению, мертвая натура, которая однако, оживает под кистью художника. Но считалось, что мертвую натуру можно писать только с убитых животных (классически жанр представлен Снайдером). А здесь, у Якивца, собраны не животные вещи … до момента осмысления картины: не животные, но живые. Совершенно прозаические зонт, фотоаппарат, сумка, газеты, лежащие на кресле вызывают странные ощущения – происходит что-то вроде оживления мертвой натуры, поэтизация мира вещей, которые нас окружают, с нами живут, нам служат, как верные собаки. Картину можно назвать – «Мир живых»: посмотрите на нас, мы живые, живущие вместе с вами существа со своим духом и дыханием, уважайте нас, любите нас, мы – ваши родственники. Из такой картины хочется сделать плакат: Мы – живые, не превращайте нас в мусор – похороните с почестями, как хоронят старых служак!
Поэтизация мира вещей – не уникально, но здесь уникальна поэтизация мира простых, очень простых вещей, похожих больше на коллективный портрет. Действительно, вещи выписаны чётко – почти с портретным сходством! Удивительное преображение.
3. не гнаться за уникальностью как исключительностью
Многие, особенно молодые, художники гонятся за уникальностью как исключительностью, стараясь сделать что-то принципиально непохожее, не имеющее традиции. И получается кич. Такой парадокс – погонишься за исключительностью – получается кич.
Поэтому примитивизирующее исключение в реестре ценностей вряд ли будут рассматриваться.
Теги: уникальность, универсальность, Якивец