История аукционного дома Christies, Rристис насчитывает более двух столетий. Основанный в 1766 году Джеймсом Кристи, 5 декабря 2016 года элитный аукционный дом будет отмечать свой двести пятидесятый день рождения. За это продолжительное время Кристис сменил несколько владельцев, сформировал мировой рынок элитного искусства и предметов роскоши, побывал на грани разорения, но сохранил свое неизменное стремление к лидерству и элитарности.
Первые торги Кристис прошли 5 декабря 1766 года. Провел их Джеймс Кристи, в честь которого и был назван аукционный дом. Согласно официальной историографии, первыми лотами торгов были: два ночных горшка, пара простыней, две наволочки и четыре утюга.
Что мы знаем об отце-основателе? Сведения о Джеймсе Кристи-старшем не блещут достоверностью. По некоторым данным он был отставным морским офицером. По другим сведениям, учеником антиквара. Наиболее стройная биография Джеймса Кристи-старшего говорит о том, что он родился в 1730-м году в шотландском городе Перт, в семье отца-англичанина и матери-шотландки. После непродолжительной службы в королевском военно-морском флоте молодой человек стал подмастерьем аукциониста в Конвент-Гарден, в Лондоне.
В 1766 году Кристи посчитал себя уже достаточно опытным и состоятельным, чтобы открыть свой собственный аукцион на лондонской улице Пэл-Мэл, со специально оборудованным для торгов залом. Именно в этом зале и состоялись первые торги знаменитого аукциониста, выручка от которых составила семьдесят шесть фунтов, шестнадцать шиллингов и шесть пенсов.
Успеху аукциона Кристи немало способствовали личные качества Джеймса-старшего. По признанию современников, он обладал поразительной элегантной манерой ведения торгов, за что его прозвали «королем эпитетов». Но было и другое прозвище аукциониста. Джеймс Кристи-старший обладал особым шармом и даром убеждения, что помогало ему продать все, что угодно – «от кухонного котелка, до лишнего гроба». За эту свою способность у лондонских остряков он получил прозвище «сладкоголосый лжец».
Все эти факторы – правильный выбор места проведения торгов и личные качества, позволили аукционному дому Кристи не просто выжить в мире бизнеса, но значительно преуспеть. Изначальная установка на элитарность, на продажу всего самого лучшего сделали Кристис элитным арт-бутиком, реализующим предметы живописи, декоративно-прикладного искусства, вина, сигары, автомобили и многое другое, всего в восемьдесяти номинациях.
Среди лотов, выставлявшихся на аукционе Кристис были коллекции британской аристократии и даже членов британской королевской семьи. «Золотой век» Кристис пришелся на время Французской революции 1848 года. В это время главный европейский арт-рынок был фактически уничтожен и в Британию хлынул поток предметов искусства и роскоши французской знати. Именно в этот период происходили самые большие торги аукционного дома, которые впоследствии были названы «эпохой великих распродаж».
Девятнадцатый век принес Кристис не только достижения, но и потери. Сначала в 1803 году ушел из жизни Джеймс Кристи-старший. Затем, после смерти его сына Джеймса Кристи-младшего в 1831 году, аукцион переименовывается в Кристи и Мэнсон в связи с присоединением к бизнесу Уильяма Мэнсона. В 1859 году аукцион снова меняет название на Кристи, Мэнсон и Вудс – в число партнеров входит Томас Вудс. А 1889 год стал последним, когда семья Кристи принимала участие в бизнесе – в этом году ушел в отставку Ждеймс Кристи червертый.
В истории аукционного дома Кристис наступали большие перемены. В 1892 году Кристис продает первую картину импрессиониста Эдгара Дега «Абсент». А в 1913 году на рынок живописи ворвался конкурент – основанный на два десятка лет раньше аукционный дом Сотбис, специализировавшийся на продаже книг, медалей и монет.
Стоит отметить, что до 1913 года между Кристис и Сотбис существовало соглашение, по которому аукционные дома не просто не вторгались в сферу интересов друг друга, но и содействовали друг другу. Кристис отправлял поступающие к нему книги в Сотбис, а Сотбис отправлял Кристис картины и все, что не соответствовало тематике его торгов. Новые владельцы Сотбис в 1913 году нарушили это соглашение, открыв конкурентное противостояние аукционных домов, продолжающееся по сей день.
Двадцатый век, с его двумя мировыми войнами, великими депрессиями и мировыми кризисами, в истории Кристис также стал веком взлетов и падений. Во время Второй Мировой войны от бомбежки пострадало помещение аукциона на Кингс Стрит. Так, с 16 апреля 1941 года до 1953 года проведение аукционов пришлось перенести сначала в дом Дерби, рядом с Оксфорт Стрит, а затем в дом Спенсера на улице Святого Джеймса.
Конкуренция с Сотбис и послевоенное развитие рынка искусства вынудили Кристис провести ряд значительных измененией в бизнесе. Во-первых, аукциону пришлось открывать представительства в других странах. В 1958 году в Риме, а в 1969 году в Париже. В этом же году Кристис проводит первые азиатские торги в Токио. Во-вторых, пришлось отказаться от установки на закрытую элитарность. Кристис превратился в публичное шоу. О торгах стали рассказывать в новостях и по-телевидению. Кристис первым стал печатать каталоги выставок и продаж в полиграфическом качестве. В-третьих, Кристис первым сделал результаты торгов открытыми для массовой публики, публикуюя их в прессе. А в 1973 году вообще стал публичной кампанией, чьи акции открыто котировались на Лондонской фондовой бирже до 1999 года, когда аукцион купил французский мультимиллиардер Франсуа Пино.
Отдельным направлением развития аукциона стала установка на мировое лидерство. Процесс мировой экспансии, начавшийся с открытия офиса в Риме, продолжился захватом рынков Японии, Австралии и Канады. В 1977 году открывается зал продаж в отеле «Дельмонико» в Нью-Йорке. Так началась история завоевания рынка Соединенных Штатов Америки.
В настоящее время аукционный дом Кристис имеет офисы в 43 странах мира и постоянные залы торгов в Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Цюрихе, Милане, Амстердаме, Женеве, Дубаи, Гонконге и Лос-Анджелесе.
Вместе с аукционным домом Сотбис они удерживают 90% мирового рынка продаж антиквариата, предметов искусства и роскоши. Ежегодный оборот Кристис составляет 1,5 – 2 миллиарда долларов США.
Теги: Галерея Перевозчикова, Кристис.