1. эксперт – носитель объективных оценок
Без рыночного оборота ценное отмирает или деградирует. Поэтому формирование рыночного механизма этого оборота – вопрос обеспечения жизненной перспективы искусства.
Рынок – явление со многим неизвестными и вводными, поэтому обеспечение устойчивости рыночного процесса – приоритет рыночных механизмов. В арт-бизнесе такую стабилизирующую роль играют эксперты – оценщики произведений.
Эксперт – профессионал, который оценивает произведение, исходя из всех сопутствующих обстоятельств: и качества произведения, и его истории, имени его автора, и его ассоциативных нагрузок, сравнений, аналогов и проч.
Оценка произведения искусства – особая миссия, поскольку оценка всегда будет спорна, поскольку либо непропорционально сужает впечатления, либо непропорционально расширяет их. Найти оптимальную версию крайне трудно. То есть эмоциональность самого искусства стремиться перейти в эмоциональность его оценки. Более того, субъективное впечатление от искусства диктует субъективные же оценки – причем с трёх сторон – продавца, покупателя, организатора рынка (в данном случае аукционного дома). Свести их к общему без объективных критериев оценки и традиции оценки не представляется возможным.
Это говорит о том, что эксперт, в первую очередь, носитель объективных критериев оценки, которая обладает одной весомой характеристикой – она должна быть доказана.
2. пакет доказательств
Но сразу возникает но: Каждый эксперт – живой человек со своим взглядом, поэтому в доказательстве возможна тенденция, а значит эксперт сразу должен представить систему доказательств оценки своей школы, своего подхода, которая будет выработана без эмоций, и на основе которой он сам будет править свои эмоции.
Иначе говоря, эстетический крен в оценке принимается, если он обоснован.
ПОЛОЖЕНИЕ 1. Эксперт входит на рынок с пакетом оценочных разработок.
Это может быть и своя, и заимствованная (желательно с разрешением автора) экспертная монография, опыт аналогов, задокументированные примеры и проч., представленный в виде пакета разработок.
Одной из форм доказательств является письменное доказательство стоимости произведения.
3. отсев произвольных оценок
Есть позиция: Какая разница, какая оценка, если главное – продать.
Это неверная позиция с точки зрения стратегии рынка. Если произвольный эксперт поможет «сбагрить» дешёвку за приличные деньги, то страдают все: и рынок, и меценат, и сам эксперт, и сам художник – все одновременно, что бьёт по арт-рынку, по репутации эксперта, по качеству произведений и далее. Поэтому с точки зрения стратегии оценка должна быть строго доказана и эволюция цены отслежена и аргументирована. А любой произвол отстранен от работы.
ПОЛОЖЕНИЕ 2. Произвольная оценка влечет за собой дисквалификацию эксперта.
3. Конкуренция оценок
Рынок без конкуренции рано или поздно превращается в оценочный диктат, поэтому конкуренция экспертных школ на рынке необходима. Но конкуренция школ может, как исключать друг друга, так и дополнять. Разные школы видят в произведении разные вещи, поэтому несколько доказанных позиций могут обогатить оценку, а не обеднить её.
Однако конкуренцию на взаимоисключение отменять тоже нельзя: более доказанная позиция всегда будет сильнее менее доказанной. Поэтому повышение конкурентоспособности экспертных позиций на рынке дело обязательное.
ПОЛОЖЕНИЕ 3. Конкуренция школ предполагается.
Технически это может выглядеть как предоставление покупателю нескольких экспертных оценок с означенной ценой в закрытом режиме.
4. личный выбор
Однако на первом этапе при наличии нетребовательного покупателя и неровного, амбициозного художника возникает ситуация, когда клиент может выбрать именно тенденциозного эксперта, как и художник – того, кому нравится его искусство.
Казалось бы, какая разница – один продает, другой покупает. Однако рынок явление строгое и на нём все сказывается: если покупатель купил нетребовательную поделку под давлением или по сговору с художником за неадекватные деньги, то пострадает рынок и генерация покупателей в целом: никто не хочет быть обманутым – даже когда этот обман произошёл. Во всяком случае, никто не захочет повторить покупку из-за страха быть обманутым. А это самое худшее на рынке. Как ни странно, логика рынка в этом случае противостоит логике частной сделки. То есть личный выбор произвольной оценки крайне нежелателен.
5. Экспертный Совет
В Экспертный Совет Аукционного Дома может входить любой эксперт, который доказывает свою квалификацию сначала экспертным пакетом, затем портфолио успешных и нерекламационных продаж.
Теги: экспертный совет, арт-рынок