материалы для аукционного дома Gromada
СТАТЬЯ 1. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЦИПОВ ОЦЕНКИ
1. шаг к объективной оценке
К оценке искусства прочно привязалось убеждение, что оно оценивается эмоциями, субъективно, интуитивно и проч. Мы не против, только давно замечено, что вся субъективность начинает испаряться в момент, когда нужно выкладывать деньги. И тогда тот, кто субъективно восторгался и не жалел хвалебных слов, вдруг начинал тушеваться и просить «специалистов» «их мнения». Хотя зачем субъективности какие-либо мнения?
Увы, субъективность – хорошо, но в карман не положишь и не капитализируешь. Надо ценность доказывать – то есть производить объективную оценку. Именно она становится основанием покупки и вообще вложений.
Мы не исключаем, что эмоции могут настолько быть сильными, что человек выложит за них любую сумму. Но, как показывает практика, это крайне редкий случай. Даже среди богатых. Почему? Потому что купленная в результате наплыва эмоций дешевая и бездарная вещь может быть помещена только в глубокий подвал, чтобы никто не видел – потому что проигрышная покупка дискредитирует покупателя. Сфера искусства не исключение, даже напротив. А так как у богатых своя публичная сфера – сфера друзей-конкурентов – они не преминут позабавиться безвкусицей своего партнёра, чтобы уценить его репутацию. На сегодня масса таких случаев. Аферисты от искусства настолько грамотно начинают возбуждать именно эмоции богатых, что они покупают за неприлично большие деньги чуть ли не бульварный ширпотреб.
История показывает, когда Петра Перового на первом этапе с искусством обманывали, подсовывая ему понравившиеся глупости (молодой Петр любил изображения яркие краснощёкие помпезные), а потом разведка доносила, что в кулуарах европейских дворов над ним за это потешаются, он стал опираться строго на специалистов и – так начался Эрмитаж, за который стране не стыдно уже двести лет.
2. оценки и школы
Если мы проводим первое разделение: любительская, эмоциональная оценка (нравится-не-нравится) и профессиональная (основанная на доказательстве), то возникает вторая часть деления: профессиональное – да, но какой эстетической школы?
На данный исторический момент можно насчитать сотни школ, а значит сотни принципов оценки. Как быть в таком случае? Ведь если мы не примем какую-то школу, то возникнет осуждение в тенденциозности, если примем все, то может возникнуть бесконечная стихия споров об истине, цене и прочем.
Какую занять позицию между этими, крайними?
3. упорядочить позиции
Есть достаточной доступный выход. Искусство иерархично – по мастерству, а значит и по оценке. Как есть иерархия мастерства (Суриков и Бабайкин), так есть иерархия оценки (более, менее ценно), значит в эту иерархию можно включить практически всё достойное от малого до великого.
Это сложный путь, но он снимет изначально спорный вопрос об одной позиции как определяющей другие, диктующей единственную оценку. В этом случае спор об истинности великости превратится в спор о мере истинности и великости, что рано или поздно приведёт к пониманию места и уровня ценности.
Для экспертов, покупателя и ценителей – это выход. Но, по правде говоря, в этой ситуации есть один противник – некоторые художники, которые часто считают себя гениями, создающими бесценные полотна.
Однако времена меняются и художники тоже растут в сознании, что не всё написано абсолютно, несмотря на то, что подавляющее количество вдохновенно написанного уникально. Поэтому если им донести до сознания, что уникальность их созданий сохранится именно в иерархии, что одно другому не противоречит, тогда всё встанет на свои места.
Это говорит о том, что вместо спора об единственности позиции в оценке искусства будет конкуренция школ, которые будут искать своё место в иерархии.
Теги: оценка, экспертиза, иерархия.