1. Картина
Прежде чем вы возьмёте краски и холст, нужно объяснить себе несколько вещей. Первая из них, какова цель и кто станет потребителем созданных образов. Надо дополнить понимание роли образов тем, что образ, созданный нами – форма диалога с внешним миром. Кто в диалоге? Дети, знакомые, друзья, сотрудники?
Если все названные люди, то картины должны иметь своё место: кабинет - профессионально-концептуальные, детская – пейзажи.
Это может быть отношение к профессии. Это может быть выражение идеи, позиции. В любом случае надо понимать несколько правил изобразительности на холсте и бумаге. Сначала поведём речь о типе изобразительного материала, который диктует и предмет изображения. В силу того, я пишу о том, что сам пробовал, ограничусь тремя видами материала.
2. карандаш и графика
Всё начинается с карандашных набросков, но можно им же, карандашом, и закончить. Это будет вполне жанровое явление, несмотря на то, что карандаш все-таки ассоциируется с набросочностью и не очень вписывается в жанровую законченность. Поэтому завершается «карандашная» логика в графике, то есть одноименном жанре.
Графика, следуя логике карандаша, любит чёрно-белые эффекты и поэтому может передать самые сильные «черно-белые» чувства – трагизм, тоску, драму. Но помимо прочего – монументальность замершего пространства. Графика – конечно, для мастера преддверье к маслу. Помнится, на уроке в своей Академии живописи, ваяния и зодчества, Глазунов заявлял, прежде чем взять кисть, сделай совершенный рисунок – краска только усилит то, что ты сделаешь карандашом, но не сотворит чудо из ничего!
Карандаш – это как бы костная основа живописи, которая, конечно имеет самостоятельное значение и заявлена во многих шедеврах – того же Глазунова в блокадном цикле или цикле о Достоевском. Поэтому с него надо начинать.
Но вряд ли у всех получится закончить гравюрными техниками – поскольку гравировать нарисованное – это отдельное мастерство.
Гравюра – это слепок с вырезанной матрицы – либо на дереве, либо на металле, либо на линолеуме (линогравюра). Гравюра – одно из достижений человечества, имеющее важнейшее значение – тиражность. Она началась задолго до ксерокса и играла роль тиражного искусства и использовалась для иллюстраций. До сих пор есть выдающиеся гравюрные шедевры – того же Доре.
Но ясно одно – при всех достоинствах гравюра не занимает первое место в богатстве выразительных возможностей, какое занимает масло.
3. масло
Масляная краска – одно из достижений человечества, потому что это универсальный изобразительный материал: 1. максимально пластичный – можно изображать решительно всё 2. удаляемый с холста (что позволяет писать картину долго, вдумчиво, менять элементы) 3. максимально консервативный, то есть долго хранящийся и сохраняющий цветовую гамму 4. самый широкоформатный материал (написать картину пять на десять маслом сподручнее, чем, например, акварелью) 5. максимально комбинаторный материал, то есть возможности смешивать цвета для получения любых обертонов неограничены (в отличие, например, от цветного карандаша или пастели) 6. с масла может начать любой дилетант и тренироваться как угодно.
Вообще удовольствие от масляных красок получаешь не только от возможности творить мир своими руками, но и от запаха, который очень близок к сермяжному подсолнечному маслу. Аромат масла напоминает кухню, где варится творение. Очень живое ощущение.
4. акварель
Если есть желание писать воздушное, зыбкое, неверное, нерешительное, размытое, трепет и шорох, то можно взять акварель – то есть краски на водной основе. Сразу можно сказать, что настоящий художник проверяется именно на акварели, потому что это техника одного верного мазка. Переделать уже никак невозможно. То, что течёт, должно сразу брать в берега-тиски. Поэтому дилетанту браться за акварель – только портить себе настроение. Акварель оживает только в руках мастера. Такой парадокс – самое мимолетное требует самого основательного и консервативного навыка – мастерства.
Но как бы то ни было, мимолетная акварель ограничивает тематику. Она для пейзажа, очень неточного портрета, - не более того. Сделать концептуальную вещь вряд ли получится.
Теги: Галерея Перевозчикова.