1. имя автора вместо мастерства
Надо сразу оговориться, что зачастую невысокая степень мастерства с лихвой окупается авторством. Нет сомнения, что авторские картины будут привлекать людей-гостей-покупателей не только мастерством, не идеями, заложенными в изображение, а вашим авторством или историей картины. Если у картины, наброска, автора есть своя история, то цена её возрастает многократно – в силу ценности истории, человека, прецедента. Классическим примером является росчерк, даже не совсем схожий с Анной Ахматовой, её любовного товарища Модильяни, который сейчас имеет несообразную цену в десятки тысяч долларов. Тысячи таких же росчерков забыты в силу того, что они остались безымянными.
То есть не особенно художественное произведение может предстать мемориальным артефактом, цена которого будет формироваться не по искусству, а по автору. Напомним, что небрежные росчерки совершенно беспомощных стихов Леннона «Сотбис» продаёт за тысячи долларов. Это значит, создав произведение, мягко говоря, не дотягивающее до Рафаэля, вы можете, сделав имя в другом, например, в политике, с лихвой оправдать, а главное увеличить цену картины. Даже иногда скандала хватает для этого. Далеко ходить не надо: госпожа Васильева, помощница бывшего военного министра России, делает изображения, которое назвать картинами сложно, но которые уже стали достоянием общественности с весьма невероятной ценой.
Этот эффект я в свое время прочувствовал, когда знаменитый писатель Юрий Трифонов мне с гордостью показал визитку Хэмингуэя с развёрнутым рассказом об их встрече и общении - почему-то именно эту визитку я помню из длительных наших разговоров больше всего. Почему? Да потому что материальный предмет стал знаком темы, то есть она позволила запомнить, чтобы постоянно напоминать. То же самое помнится и из другой встречи с писателем на его даче в Красной Пахре – меня это тоже удивляет всю жизнь – касается кресла, «в котором вчера сидел Высоцкий». Это плетёное кресло, ничем художественным особенно не отличающееся, помнится до сих пор! Других вещей не помню, а кресло помню. Такой эффект.
То есть можно свои произведения создавать как факт истории, события, как свидетельство своей карьеры. То есть не только произведение может сделать имя, но и вы имя произведению или артефакту!
2. эстетика - в силе
Многие высказывают сомнение, имеет ли отношение некачественная живопись знаменитого человека к искусству. Дело в том, что можно спорить о многом, но цена складывается из многих вещей. Зачастую неожиданных и сугубо индивидуальных. Это такой эффект - гипнотического эстетизма – когда человек сам себе навязывает ощущение прекрасного, несмотря на то, что это противоречит фактам. Кто не испытывал восторга перед нескладными рисунками собственных детей? Аналогичных случаев много. Поэтому ценным могут стать настолько внеэстетические вещи, задолженные, тем не менее, в произведении, что писать надо – судьба рассудит. Один человек купил за большие деньги рисунок его дома, который сгорел, несмотря на то, что этот рисунок не был шедевром. Но этот рисунок висит у него на стене в гостиной на видном месте и хозяин с почитанием обращает внимание на него своих гостей: Это то, что осталось от моего родного дома. Память иногда ценнее искусства, вызывает слёзы, несмотря на то, что искусство должно вызывать удовольствие.
Разумеется, наше ощущение не сделает произведение гениальным, но музейным – точно. Ведь музеи мира хранят многие вещи не потому что это эстетические шедевры. А потому что они знаки времени и память веков. А если учесть, что искусство имеет свои этапы – например, для доисторического этапа известная настенная живопись на грани гениальности, несмотря на то, что весьма повторима, а значит для сего дня эстетически несовершенна.
Создание артефактов, которые могут стать ценностью, в наших руках.
Надо дерзать.
Теги: Галерея Перевозчикова.