Фильм «Василий Суриков» нельзя считать просто биографическим фильмом. В нем не просто описываются события жизни, а поднимаются очень серьезные вопросы, которые рано или поздно встают перед творческими людьми: Как остаться в Истории? Посвятить себя произведению о судьбах Народа и Родины, или заработать денег по дорогому, но пошлому заказу? Как добиваться глубины образа? Где черпать вдохновение? Стоит ли идти на компромиссы?
Фильм вышел на экраны в 1959-м году, когда в стране господствовал марксизм, но авторы фильма сумели уйти от чрезмерной идеологизированности. Даже Александр Третий показан не тираном и сатрапом, а просто, как государственный деятель, который не счел возможным приобрести картину «Боярыня Морозова». Слишком много связано с тем временем в нашей истории, чтобы выносить это на государственный уровень. Но и не запретил картину. Она была приобретена Третьяковым за 25000 рублей. Сумма по тем временам фантастическая. Авторы не «познакомили» Сурикова с народовольцами, он ни разу не высказывается в крамольном духе. Художник показан скорее как творческий, думающий человек, размышляющий о судьбах страны в не самое простое для неё время. Эти раздумья нашли отражение в его творчестве, в котором отражены такие сложные и трагические периоды нашей истории, как Петровские реформы и Церковный Раскол. Напомним, что как раз в это время началось революционное движение в России, начался революционный террор и соответствующие контрмеры властей. Не будем забывать также и о том, чтоб фильм был снят также в переломный момент нашей, уже советской истории. Совсем недавно в 1956-м прошел ХХ съезд КПСС с «закрытым» докладом Хрущева. Возможно, в фильме нашли отражения собственные раздумья создателей картины.
Сам Василий Суриков предстает перед нами как целостная, но, вместе с тем достаточно гибкая натура, способная твердо идти к цели, и, вместе с тем, уступить во второстепенном. Не принимают в академию художеств. Хорошо. Уступлю. Пойду и научусь рисовать так, чтобы приняли. Здесь параллельно показан друг и однокашник Лунев. Талантливый художник, но разменявший свой талант на мелкие заказы вроде росписи будуаров. А ведь соблазн велик. Богатые усадьбы. Светские рауты. Знакомства с Сильными мира сего. Деньги, наконец. с одной стороны. И многолетнее добровольное затворничество с другой. Что выбрать? Жизнь-то одна. Суриков твердо занял свое место в истории и культуре Родины, а после Лунева остался «один портрет и будуарные безделушки».
В связи с Луневым был поднят очень интересный вопрос. Стоит ли поддерживать друга, если друг не прав? После того, как Суриков забраковал картину Лунева, назвав её «рекламой чулок», Лунев разорвал дружбу с Суриковым. Но Суриков-то профессионал, для которого качество работы превыше дружеских и приятельских уз.
А как Суриков работает! Самозабвенно. Буквально до потери сознания. «Как написать так, чтобы у картины дыхание перехватывало?» – вот вопрос, который постоянно задает он себе. Как упорно ищет натурщика. Вот разыскивает по питейным заведениям. загулявшего прототипа стрельца из «Утра стрелецкой казни». Вот убеждает угрюмого учителя позировать для картины «Меншиков в Березове». Тот грозит спустить собак, но всё-таки соглашается. Чтобы прочувствовать и донести до зрителя атмосферу ссылки, художник часами беседует с бывшими ссыльными. А как иначе? Нужна реалистичность, достоверность. Известно, что прототип юродивого с картины «Боярыня Морозова» довольно долго сидел на снегу позируя. И всё ради того, чтобы получить реальный оттенок замерзшей кожи. Кстати, специалисты насчитывают порядка пятидесяти оттенков снега на этой картине.
Трагедия. Умирает горячо любимая жена. Верный друг и соратник. Руки опустились. Более года художник вообще не брал в руки кисти. А что вернуло к жизни и творчеству? Погружение в жизнь народа, прикосновение к корням народной культуры. После участия в народной игре на масленицу родилась картина «Взятие снежного городка», а художник вернулся к творчеству.
Показателен диалог у картины:
– А где он сам [автор]?
– Как всегда. Работает.
Труд – основа любого успеха.
Подводя итог, хочу сказать, что фильм «Василий Суриков» учит не только тому, как жить и работать художнику, но и во многом в принципе, как жить. И вообще, это отличный фильм, который я рекомендую всем.
Ценителям советского кино, полагаю, будет небезынтересно узнать, что сценарий к фильму написал Эмиль Брагинский. Тот самый, который в соавторстве в Эльдаром Рязановым создал серию популярных кинокомедий. Зритель оценит актерскую работу Георгия Вицина, сыгравшего в фильме Илью Репина. На протяжении фильма он сопровождает и поддерживает Сурикова. Интересно, как ненавязчиво старается поддержать Сурикова в горе. Без слов. Только присылает ему краски, справедливо полагая, что лучшее средство – любимая работа.