24 июня состоялся очередной выставка-творческий вечер в Галерее Перевозчикова, посвященный храмовой живописи уральских художников. Это в своем роде уникальная выставка, не имеющая аналогов в нашем регионе.
В этот раз мероприятие проходило в жанре экспертной выставки, куда был приглашен руководитель регионального Русского культурного центра Акимов Петр Григорьевич, определивший значимость выставки словами: «Цель искусства в том, чтобы показать правду жизни. Это есть то, что хочет нам сказать творец и создатель, и внушить в наши сердца, чтобы мы отошли ото лжи и пришли к праведной, спасительной, благодатной жизни. Поэтому выставка, которая сегодня здесь представлена, показывает внешние атрибуты русской православной души. Она адресует нашу жизнь обратить внимание на те, исконные корни, которые делают жизнь правой, спасительной и по-настоящему счастливой».
Было представлено более двадцати тематических работ уральских мастеров. Среди прочих работ я, как сельский депутат, обратил внимание на картину Кучмы. Первое впечатление от картины тяжелое. Серое небо, темно-бурая земля, в которую вросли неказистые домишки, которые, кажется, доживают свои последние годы. Один из домов, расположенный левее всех сгорел, или просто рассыпался от старости. Безысходность – еще несколько лет и деревня умрет. Но нет, аккуратненькая часовенка еще жива. Православный храм в центре картины – единственное светлое пятнышко символизирует надежду на возрождение этого, казалось бы богом заброшенного места. На Руси зачастую именно церковь становилась местом, где люди черпали через веру в бога веру и в себя, в свои силы. Церковь объединяла разрозненные умы и для борьбы с врагом и для трудовых подвигов, всегда была духовной скрепой.
На этом полотне белая часовня как символ надежды едва виднеется где-то вдали. Как же трудно держаться своей цели, когда преграда, которую ради цели нужно преодолевать уже сейчас, а цель где то далеко, почти призрачна, и дорога к ней, проходящая через серые будни размыта дождями и несет бесконечные лишения. Возможно, это хотел показать автор, изобразив на переднем плане валуны, занимающие практически треть картины и уходящую от них в сторону часовни едва заметную, но размытую дождями дорогу.
Если присмотреться внимательнее, то на картине можно найти еще несколько интересных символов. Например, три стожка сена, расположенные напротив церкви, и также как и храм на линии горизонта. Что это, символ святой троицы, или глубоких знаний, данных свыше для победы над невежеством?
И если посмотреть на картину шире, то мы уже замечаем блики солнца, прорывающегося сквозь пелену серых облаков на часовне, и на валунах и вдоль ухабистой деревенской дороги. А это значит, преодолеет невзгоды и увядание деревня, и придет в нее сильный хозяин-творец, чтобы дать новую жизнь заброшенным землям.
Да, храм был и остался одним из символов возрождения села.