1. Слепота от рекламы
Реклама захватила мир.
И надоела всем до изнеможения.
Бунт против рекламы, лезущей в нос и уши, вызывающей раздражение всем уже очевиден. Но, как говорит, умный человек, чем замените? Человек привык глазами питаться. Ему нужны образы, впечатления.
Сейчас реклама нацеливает наши образы и впечатления на покупки.
Это утомительно. К месту и не к месту она лезет в глаза и глаза теряют эстетическое зрения. Реклама достигает обратного эффекта: от переедания глаза слепнут.
В СССР плакатная пропаганда дошла до той же степени массовой неприязни, когда стала выполнять не функцию пропаганды, а психоделическую, прессинговую и получила противоположный результат.
Современная реклама уже получила этот результат.
2. Плакат ушел … чтобы вернуться.
Плакат ушел, чтобы вернуться в другом качестве. Почему?
Что такое плакат? Плакат – это изображение с призывом. Плакат нужен, когда есть люди и цель. Плакат есть соединение людей с общей целью. Это может быть призыв, это может быть напоминание.
Разве сегодня нет в этом нужды?
Есть. Страна изменилась, повернувшись к своебытности, собственной стратегии, собственной цели. Нужен и призыв и напоминание.
Плакат должен вернуться.
3. Плакату надо умнеть.
Советская версия плаката, когда практически устранялся художественный эстетический элемент и изображение превращалось в наружную икону, исчерпала себя.
Сегодня плакат должен обрести свое место и время.
Сегодня плакат должен стать тоньше и эстетичнее.
Сегодня плакат должен стать умнее.
Плакат должен быть многотематическим.
Сегодня плакат должен быть авторским.
Что это значит? Плакат должен быть многотематическим. Не только идеологический призыв, но и призыв к малым свершениям, призыв не только к большим чувствам. Но и тонким. Это уже не только плакат, но и художественное произведение, многие из которых могут звучать плакатно, несмотря на неплакатность замысла.
Мы хотим призвать молодых помнить о битвах войны, уважать памятники, зовущие до сих пор к победам. Можем изобразить здорового парня с поднятым кулаком, а можно взять произведение Бубнова, которое получает надпись «К ПОБЕДЕ!» и это уже плакат. Более сложный, но понятный. К памятнику пришёл ветеран. Его фигура говорит о скорби, о памяти о погибших товарищах или родных. Он один на один с танком на постаменте, но это не просто встреча – это диалог, но при этом страстный зов танка к новым победам. Фигура человека мала, ушла в себя, но танк, вознося ствол к небу, зовёт не сдаваться. Зовет к победе – не только вчерашней, но и будущим. Интересно, что композиционное решение – ветром наполнить деревья, которые принимают зов танка, говорит, что сама Природа за Победу.
Стоит ветеран и танк зовёт его. Но он уже прожил жизнь. И это обращение автоматически идёт к молодым. Плакат становится драматургичным, нелинейным, наполненным более сложным смыслом, рефлексией. Это соответствует времени, когда плакатный глянец может уже не работать, тем более глянцевое пространство захватила реклама.
Вещь Бубнова принципиально неплакатна, выходит, казалось бы, из жанра, но именно это подкупает, обращает к сути, глянец не становится препятствием для воздействия, именно поэтому эффект, пусть не массовый, может быть высокий.
4. Место плаката
У такого плаката своё место. Это могут быть школы, учебные заведения, музеи, кинотеатры. Но этот же плакат может безусловно иметь больший формат – вплоть до билбордов – в праздничные дни 9 Мая. Он на фоне торжественных плакатов будет вносить и драматургию борьбы с печалью о погибших ради новых побед.
Это новое в традиции плаката.
Уместность плаката делает его действенным. Он может придти в душу человека гораздо успешнее, чем любая реклама. Это значит, что плакатная политика любого предприятия, службы должна быть продуманной и умелой.
В разработке плакатной политики Галерея Перевозчикова может оказать важную помощь.
Теги: Галерея Перевозчикова, плакат.